Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > Если не допустили к Чаше…
«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (127) 16:08, 12 октября 2017

Если не допустили к Чаше…

Не очень часто, но случается во время причастия прихожан: вычисляешь человека, поведение которого выдает в нем новичка, возможно, случайно зашедшего в храм во время богослужения и по непонятным для него причинам оставшегося до самого конца службы. Поддавшись желанию подойти к священнику с Чашей в руках только потому, что многие подошли и встали в очередь, он вдруг понимает, что ему не разрешают сделать то же самое, что все делали беспрепятственно. И на вопрос: «Вы были сегодня на исповеди?» — не знает, что ответить, потому что плохо представляет, как это — быть на исповеди.

Обычно я прошу таких людей остаться после того, как все разойдутся, чтобы не оставить «новенького» в неведении или разочарованным: всем дали, а мне — нет. И когда объясняешь, почему не допустил к Чаше, всегда один и тот же вопрос возникает у новичков.

Как приготовиться к исповеди?

Притом что эти слова у всех на слуху, редко кто может с точностью сформулировать ответ, что это означает: исповедать. А все очень просто: исповедать значит открыто признать. Открыто признать то или иное обстоятельство в жизни.

Актер на сцене: «Театр — моя религия!» Громко так, на весь зал, в котором несколько сотен человек. Вот он исповедал, чему он служит. И зрители тому свидетели. Священник на амвоне молится вместе с прихожанами: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти…» Они открыто признают Богом Иисуса Христа. А что значит исповедать грех?

А это значит открыто признать свою греховность, испорченность. И не расхожей фразой: «Всеми грехами грешен, Господи». Так начинать исповедь — то же самое, что ставить в известность батюшку, мол, масло — масляное. Необходимо конкретно назвать содеянное зло. То, что человек от рождения имеет склонность ко греху, это мы знаем из Священного Писания, и здесь нет никакого открытия.

Задача человека — суметь заглянуть в глубину своей души и обнаружить в себе повреждения, нанесенные образу Божию, который находится в каждом человеке, и понять, через какие конкретно поступки это произошло. Научившись точно определять в себе грех, больше шансов его искоренить.

Но что получается? Богу мы лично ничего не открываем, да и не можем. Он Всеведущий. Ему известны малейшие движения нашей души задолго до того, как мы сами об этом помыслим. И не в одном варианте. Мы сами знаем, что делаем, даже если и не можем дать нашим поступкам определение. И сказав Богу: блудник я, Господи, или вор, или пьяница, или сквернослов, — мы ничего ни себе, ни Ему не открываем. Как же быть?

И вот тут в помощь нам дан батюшка. Признаваясь в своих грехах Богу, мы говорим о них в присутствии свидетеля, каковым и является священник. В таинстве Священства ему дана особая благодать «вязать и решить» (Мф 18:18).

Принимая исповедь, священник от лица Бога, как законно поставленный в священнослужение, имеет полномочие разрешить человека от греха, то есть перевести из состояния греховного в состояние прощенного. При условии, если есть раскаяние. Раскаяние, покаяние — это такое состояние, когда появляется чувство стыда, желание поступить прямо противоположно содеянному греху. Украл? — Верну. Обидел? — Повинюсь. Обиделся? — Прощу. Даже когда появляется хотя бы намерение исправиться и устраивать свою жизнь в добродетели, это уже хорошо. Переменой ума и называется покаяние.

Следует обратить внимание на то, что видение собственных грехов есть особый дар Божий. Но этой способности можно достигнуть через усердную молитву ко Господу и стремлением жить по заповедям.

А как распознать в себе грех?

Русский человек слово «грех» интуитивно воспринимает как нечто неправильное, ошибку, огрех. И действительно, значение этого слова — непопадание в цель. Если цель жизни православного христианина — спасение души через исполнение Божиих заповедей, через покаяние, то неисполнение этих заповедей и есть «непопадание в цель» — грех. А укоренение в грехе — смерть.

Так что же на деле? Сейчас при наличии православной литературы можно обратиться за помощью к трудам святителя Игнатия Брянчанинова, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), митрополита Антония (Сурожского) и многим другим. В церковных лавках можно приобрести пособия «В помощь кающимся», «Как приготовиться к исповеди».

Исповедь — определение греха в первую очередь для самого себя, пред Богом в присутствии священника — и покаяние — исправление, искупление грехов молитвой и добродетелями, — как два крыла у птицы, позволяющие ей взлететь. Как известно, об одном крыле птица не полетит — будет биться о землю, но не взлетит. Так и при исповеди без раскаяния и от покаяния без исповеди пользы человеку мало. Кто обнаружил в себе грех, кто знает его природу, тот с большим успехом может пойти по пути исправления.

Настроения и приоритеты

Покаяние — это то, чего от нас ожидает Господь. Все остальное вторично. Во время таинства Исповеди необходимо осознавать, что Сам Иисус Христос невидимо предстоит, принимая исповедь кающегося грешника, и попытка умалить или утаить собственный грех только усугубляет его. И не важно, что двигало в этот момент человеком: ложная стыдливость, недоверие священнику (и такое бывает), стеснительность… В итоге дух лукавый добивается своей цели — грех продолжает властвовать над человеком. И наоборот, радость на Небе у ангелов бывает больше об одном кающемся грешнике, нежели о девяти праведниках (Лк 15:10), (Мф 18:13).

После исповеди, получив благословение ко Причастию и причастившись, необходимо как можно дольше стараться сохранить в себе то благодатное состояние, которое человек испытывает при правильном приготовлении к этому таинству. Лучше и полезно избегать праздных и пустых разговоров, суеты, рассеянности ума и т.п. Нужно не забывать, ради чего все это совершается и какой ценой эта возможность для человека достигнута.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.