Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > Не утратить способность к стыдливости
«Ведомости Нижегородской митрополии» 23 (131) 15:43, 7 декабря 2017

Не утратить способность к стыдливости

Наше время отличается тем, что люди потеряли стыд. И это даже не нужно доказывать. А ведь стыдливость свойственна человеку от рождения. Она всегда была в ряду добродетелей, прививающихся детям, естественных для православного сознания. На ней базировались иные добродетели, которые, сформировавшись, помогали человеку устоять от соблазнов. И сегодня родителям важно помочь развитию этого чувства у ребенка, не дать исчезнуть ему. Но что сделать для этого — вот вопрос.

За грехи юности

Часто приходится слышать: так хочется, чтобы дети выросли хорошими, хочется дать им образование, чтобы они стали успешными в жизни. И возникает вопрос: как Церковь может помочь родителям, у которых проблемы с воспитанием детей? Универсальных советов нет: характеры у детей разные, а еще пол и возраст, ведь маленькие детки — маленькие бедки… Но вот незаметно ребенок вырастает. Заметно лишь, как вырастают проблемы воспитания. Многие родители обеспокоены возможностью проморгать этот момент.

Что здесь скажешь? Причиной растления своих же детей нередко являются родители, которые в самом раннем, еще утробном возрасте ребенка передают ему страсть к чувственности как роковое наследство на всю жизнь. Грехи юности родителей самым страшным, горьким образом отражаются на детях. Как не вспомнить слова Спасителя: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18:6).

Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) указывает, что эти слова Спасителя вполне приложимы к родителям, которые, «навлекая на себя этот страшный приговор во взаимном обращении во всем своем поведении, дают повод для всего того, что может служить соблазном для детей, и, более того, если они оправдывают своих детей в тех случаях, когда они, хотя и бессознательно, нарушают и оскорбляют чувство стыдливости, говоря, что ребенок этого еще не понимает, то у такого ребенка очень скоро притупляется нежное нравственное чувство, а впоследствии это легко подвергнет его искушению впасть в грех, совершить преступление…»

Само собой «образуется»?

Имея намерение дать своему ребенку образование, мы не должны забывать, что это не только сумма знаний. В самом слове «образование» заключено понятие о том, чтобы сохранить образ Божий в человеке, даже если он поруган и искажен. Между тем приблизить к первозданной, изначальной святости сегодня возможно только через демонтаж привычно искаженных наших представлений о взаимо­отношениях между Богом и человеком, воспитателем и учеником, родителями и детьми.

Образование — основной путь развития человека, но оно бесполезно и даже вредно без воспитания, то есть без управления этим развитием. Воспитание же — это не что-то отдельное, на что взрослым приходится отводить специальное время и силы. Это правильные и полные взаимо­отношения с детьми на всем совместном жизненном пути с ними.

Православные педагоги утверждают, что воспитание тесно связано с иерархическим устрое­нием трех составных человека: духа, души и тела. И духовная жизнь в человеке — это не что-то особенное, надпсихофизическое, а жизнь основная, в которой органично взаимодействуют психическая и физическая стороны человека. Поэтому в человеке все должно быть приведено к духовному началу.

Рассматривая трехсоставность человека в свете святоотеческого учения, нужно учитывать и то, что развивающиеся пороки имеют в своей основе духовную природу и в случае порабощения человека разрушают именно ее. Ведь до нарушения иерархичности составных человека дух устремлялся к Богу, душа — к духу, тело — к душе. И все было соподчинено Божественному началу. С утратой живой связи с Богом дух обратился к душе, душа поработилась телом, а тело устремилось к смерти.

«Искаженность человеческой жизни, — писал педагог, тогда еще протоиерей Евгений Шестун, ныне же архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, — проявляется в том, что нарушение иерархичности строения человека, подчинение его духовного начала психофизической сфере затемняет в нем образ Божий, но восстановление иерархичности происходит под воздействием Божественной благодати через таинства, установленные Господом Иисусом Христом в Церкви, и это воздействие есть основа и начало богочеловеческого бытия».

Строить, не ломая

После того как атеистическая идеология пронизала все сферы жизнедеятельности человека, приходится констатировать, что необходим новый подход в воспитании нового поколения людей.

Но не стоит изобретать велосипед. Советская педагогика долгое время сохраняла в своей основе православные корни и традиции. Ее деятельность была направлена на формирование в ребенке гармонии по образу Божию. Вот бы это вспомнить нашей школе! Сегодня разрушение присущих советскому и постсоветскому периоду мировоззренческих установок, пусть даже ложных, без одновременного созидания нравственно чистого, будет тоже только разрушением.

Опираясь на святоотеческое учение, мы должны понять, что воспитание в ребенке способности сопротивления греху и есть главная задача в образовании детей. И уже она поможет ему приближаться к Богу и восстанавливать утраченные духовные силы.

На этом пути нельзя обойтись без духовного окормления. Обретение духовного наставника — немаловажная задача в деле разрешения недоумений, которые всегда есть и будут. Желающий всегда находит их, по милости Божией. «Жизнь духовная, — говорил святитель Феофан Затворник, — есть Божия жизнь, и Бог особое имеет попечение о взыскивающих ее».

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.