Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Вестники Правды
«Моя надежда» №4 2017 15:39, 11 декабря 2017

Вестники Правды

К рождению и искупительной жертве Христа Творец начал готовить людей задолго до этих событий. За сотни, даже тысячи лет. Пророчествами и прообразами, рассеянными по древним текстам Священного Писания, пронизан весь Ветхий Завет. И все же как сами эти послания, так и их авторы, вызывают меньший интерес, чем новозаветные книги. Зато, пожалуй, каждый образованный житель Земли может назвать основные евангельские события, которые сбылись по этим предсказаниям.

Что считать началом истории прихода в этот мир Богочеловека, в чем суть пророческого служения, как современная Церковь трактует послания священнописателей — об этом и другом ведем разговор с гостем нашей рубрики — преподавателем Нижегородской духовной семинарии, настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иереем Виктором Плаксиным.

— Отец Виктор, с какого все-таки времени ведется отсчет истории нашего спасения? С рождения Христа или с первых упоминаний о Его приходе к людям? И, к слову, какое пророчество о Мессии считается самым ранним?

— Очевидно, что для христианина история спасения должна начинаться не с Рождества, а с момента грехопадения человека, когда возникает сама потребность в спасении. Ведь сначала необходимо понять, от чего вообще нужно спасать человечество, почему оно оказалось отделено от Бога и порабощено смерти. Об этом как раз и говорится в Ветхом Завете. В нем же упоминается и о богоданной человеку надежде. Люди, претерпевая по слову Творца все тяготы последствий своего грехопадения, не были сломлены унынием и чувством безнадежности, ведь первые люди из поколения в поколение передавали жизнеутверждающую весть: «Семя жены сотрет главу змия» (Быт 3:15). Такое ободряющее пророчество некогда предрек тот же грозный Голос, что указал праотцам на ожидавшие их злоключения. Данные слова, как для прародителей, так и для их потомков, стали обетованием о Спасителе, Который родится от Жены. Это место Священного Писания принято называть Первоевангелием и первым пророчеством о Христе. Оно же задает весь вектор развития человечества в период Ветхого Завета — ожидание долгожданного примирения с Создателем и самим собой, ожидание Спасителя.

— Позднее на явление людям Сына Божиего, вплоть до отдельных обстоятельств, с этим связанных, указывали пророки — люди, жившие во времена, отделенные друг от друга веками и даже тысячелетиями. В чем суть этого явления — пророческого служения?

— После того как общение с Творцом было прервано и человек оказался один на один с тяготами жизни, к людям обращались те немногие из потомков Адама и Евы, кто попытался сохранить благочестие и всеми силами служить Господу. Из текста многих книг Ветхого Завета мы видим, что Бог открывал Свою волю особым людям, говорившим от Его имени, призывавшим отдельных людей или даже целые народы к изменению жизни в соответствии с Его замыслом. Нести эту ношу было непросто. Пророческое служение очень тяжелым бременем ложилось на плечи призываемых к нему, ведь зачастую пророки были вынуждены совершенно оставлять привычный уклад жизни и всю свою жизнь посвящать следованию воле Творца.

— Древние послания о Христе рассеяны по разным книгам Ветхого Завета в виде отдельных откровений — готового сценария евангельских событий пророки не оставили. К тому же не все из предсказаний сбылись в полной мере…

— Но пророк — это и не предсказатель, его миссия гораздо глубже и совершеннее. Согласно учению Церкви, каждый из священнописателей, фиксируя открытые Господом истины, оставался земной личностью, со свойственными только ей чертами характера, способностями и жизненными обстоятельствами. При этом они, предрекая великое событие, порой и сами не осознавали сам факт пришествия в мир Спасителя. Именно поэтому ветхозаветные пророчества представляют собой не стройное изложение грядущих событий, а отдельные откровения, требующие от нас надежды и веры в осуществление Божественного замысла. Вообще, к изучению ветхозаветных пророчеств нельзя подходить лишь с точки зрения их точности. Взять, к примеру, наследие Ионы — одного из 12 малых пророков. За свою жизнь он изрек лишь одно крупное пророчество — о скором разрушении большого языческого города Ниневии. И, с точки зрения предсказателя, он ошибся — этого события не произошло. Однако свою пророческую миссию служитель Божий исполнил во всей полноте: по его грозному предупреждению жители города покаялись и испросили у Вседержителя прощения своих прегрешений и отсрочки кары. Таким образом, пророческое служение — образец следования за Господом и пример доверия, надежды на Его попечение в любых обстоятельствах. К осмыслению роли пророков в благовествовании о пришествии Мессии стоит подходить вооружившись именно таким принципом.

— И все-таки некоторые откровения у человека неподготовленного могут вызвать вопросы. Например, почему в одном из самых известных пророчеств — Исайи о рождении Сына Божиего от Девы — Он именуется не Иисусом, а Еммануилом?

— Да, в земной жизни воплотившийся Спаситель получил совсем не то имя, о котором говорится в пророчестве. Но Еммануил с еврейского переводится как «с нами Бог», а значит, в этом месте Ветхого Завета, во-первых, открывается чудесное пришествие Мессии через Деву, во-вторых и прежде всего, прикровенно повествуется о том, что Спаситель будет не просто религиозным вождем, пророком или аскетом, а именно Богом, пришедшим явить новое откровение миру. У Спасителя, помимо самых употребимых, было много имен: Слово Божие, Сын Давидов, Мессия, Помазанник, Агнец Божий, Искупитель, Альфа и Омега, Царь Иудейский, Ходатай, Учитель, Равви, Галилеянин, Назорей — и другие. Каждое из них значимо и указывает на ту или иную особенность Его Богочеловеческой Личности. Имя Иисус выделяется среди перечисленных имен одной лишь особенностью: оно означало конкретную личность в Израиле со всей только ей присущей индивидуальностью. Все другие имена указывали на Его Богочеловеческую природу, миссию совершить спасительный Подвиг или обозначали другие грани Его служения.

— Почему несмотря на обилие пророчеств о Мессии иудеи при земной жизни Христа в большинстве своем не узнали в Нем будущего Спасителя?

— Дело в том, что весь строй жизни ветхозаветного Израиля был проникнут идеями строгого монотеизма, традиционализма и иерархичности мироустройства. Неприкосновенность имени Творца, запредельность Господа для сотворенного мира, святость всего богоустановленного ритма жизни еврейского народа — все эти идеи, открытые ранее при возникновении и развитии еврейского народа свыше, трактовались Спасителем в новом, более полном смысле. Величайшее чудо космического масштаба — Воплощение Бога на грешной земле, в среде прегрешившего людского рода, в теле, подобном нашему во всем, кроме греха, поменяло установленные ранее нормы и правила. Тем, кто был открыт для призыва свыше, вся система пророчеств и указаний на Спасителя послужила непоколебимым подспорьем, однако сам акт чистой веры каждый из современников Господа, да и живущих позднее должен проявить самостоятельно.

Текст: Екатерина Ротанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.