Об этом празднике немало сказано и написано. Кажется, мы, люди православные, уже всё о нем знаем. А всё ли? Назовем ли имя императора, при котором родился Христос? Имеем ли представление о том, когда начали отмечать Рождество Христово? Откроем новые подробности тех великих и последовавших за ними событий.
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись в Римской империи, к которой относилась тогда и Палестина. А у евреев был обычай вести перепись по коленам, племенам и родам. Они имели свои праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем, город Давида.
Там они не нашли свободного места в гостиницах. И Богочеловек, Спаситель мира, родился в известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы. Весть о Рождестве Спасителя услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень, и смиренные пастыри первые удостоились поклониться Христу.
Рождество Иисуса Христа чудесною яркою звездою было возвещено и волхвам. Они пошли за ней, и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена перед истинным Спасителем мира.
В воспоминание Рождества во плоти нашего Господа Церковью был установлен праздник. Случилось это еще во времена апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Во II столетии на день Рождества Христова — 25 декабря — указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая в этот день чтение из 1‑й главы Евангелия от Матфея.
В правление императора Максимиана, в 302 году, 20 тысяч никомидийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
В том же веке, когда Церковь после гонений получила свободу и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества находим во всей Вселенской Церкви. Это видно из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова.
В том же веке на месте Вифлеемской пещеры равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много заботился ее сын Константин Великий.
В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана — в 535‑м, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова.
В первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского богослужения, в некоторых местах Востока: Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения, 6 января, под общим названием Богоявление. Так продолжалось где до конца IV века, а где-то даже до VI века. Напоминанием о древнем соединении праздников Рождества и Крещения доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин богослужения в навечерии обоих праздников и в сами праздники совершенно одинаков.
День Рождества Христова причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Он имеет пять дней предпразднства и шесть дней попразднства.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.