Тесно, душно, храм переполнен людьми, в три круга стоят крещаемые, а на очереди — пары брачующихся, более десяти. И на всех один священник. К нему приезжали со всех окрестных сел и деревень получить духовную поддержку и утешение. Так было в храме села Рожнова 40 лет назад. Местная Казанская церковь была единственной в Борском районе и на соседнюю округу, которая с 1943 года никогда не закрывалась. А в 1982 году сюда приехал из Горького молодой энергичный священник Димитрий Гурьянов. Сначала на время, в командировку, а затем насовсем. Местные приняли батюшку за своего и обратно уже не отпустили. Более 30 лет отец Димитрий служит на рожновском приходе и благодарит Господа, что судил ему в этом месте потрудиться.
Музыкальные ступени
Путь в священство у протоиерея Димитрия Гурьянова лежал через музыку. Абсолютный слух и чувство гармонии мальчик унаследовал от отца. Александр Иванович Гурьянов, отец будущего священника, до самой старости был регентом при Старо-Печерской церкви Нижнего Новгорода. С малых лет он водил на клирос и своего сына, который чувствовал себя и на литургии, и в музыке как в родной стихии.
Неудивительно, что в судьбе мальчика появились музыкальная школа, педагогическое училище и наконец консерватория и факультет хорового дирижирования. Весь этот путь Дмитрий проделал, чтобы управлять, как его отец, церковным хором. Сама жизнь открывала перед ним большие перспективы: он трудился в консерватории, занимался настройкой рояля и органа. Мог вполне стать хоровым дирижером. Но Господь иначе распорядился его судьбой.
Дмитрию уже было 30 лет, когда его пригласил к себе владыка Николай (Кутепов) и говорит: «Готовься, в диакона тебя посвящать будем». У того глаза от удивления расширились: «Как дьяконом? Я же хотел регентом быть, как мой отец!» — «Об этом не волнуйся, так полезней будет. Путь тебе предстоит серьезный. Все хорошо будет».
Но… Ведь даже с родными не посоветовался. Для домашних эта весть тоже была неожиданной. Но все единодушно согласились, что священство имеет большое значение для всей семьи.
Рядом с преподобным
Первое время отец Димитрий служил диаконом в Ворсме. Через полтора года он уже был возведен в сан пресвитера и направлен в Троицкий храм поселка Высокова. Шел 1982 год.
— В Высокове я отслужил всего несколько литургий, — рассказывает отец Димитрий. — В то время священников не хватало. Поэтому не было практики служить сорокоусты. Отец Андрей Синицын, клирик этого храма, понаблюдав за мной в первую службу, отпустил в самостоятельное плавание: «Ты и так все знаешь».
Первым назначением стал родной храм в Печерской слободе. Первая служба запомнилась, будто только вчера была!
— Меня отправили служить к схимонаху Иоасафу в подвальный храм, где находятся под спудом его святые мощи. Я с такой радостью принял это известие! У мощей служить! Алтарь небольшой, уютный. Храм — едва человек 20 поместится. Но теснота никого не смущала, ведь рядом преподобный. У мощей мне посчастливилось служить дважды.
В Старо-Печерской церкви батюшка прослужил недолго. «Давай, в Рожново поезжай», — благословил владыка Николай молодого священника. Сначала это была командировка.
Приезжает отец Димитрий в село Рожново. А там — старинная церковь, с пятиглавием, перед входом — монументальное крыльцо под шатром с тяжелыми резными балясинами. Рядом с храмом — старенький сруб, привезенный из деревни. Целых 23 года здесь жил и служил ныне митрофорный протоиерей Валентин Машков.
— Затопил печку в домике. Мария Евстафьевна, староста храма, прибегает на радостях: «Гляжу, дым из трубы пошел — значит, батюшка приехал». Столько любви было в ней! Каждого человека встречала, как родного, — вспоминает отец Димитрий.
Срок командировки истек незаметно, за ним и вторая пролетела. «Ты уже людям понравился, давай тебя назначим настоятелем», — благословил владыка Николай.
— За два месяца командировок я тоже уже привык к людям, — говорит батюшка. — На селе люди простые, скромные, бесхитростные. Человек себя в деревне показывает таким, какой он есть. Да и люди приняли меня таким, какой я был, никогда не укоряли.
Всем миром
Сегодня Казанская церковь в Рожнове словно золотая шкатулка, снаружи ладная, а внутри еще краше. Большие старинные иконы, увесистые оклады и киоты, все в резьбе, позолоте и серебре, росписи… Все так и сияет, будто невечерним светом. Люди сюда едут и едут.
Отец Димитрий пришел в храм, когда служба уже совершалась, но не было даже отопления. В церкви стояли три печки, но топили их только перед службой. Храму нужна была скорая помощь.
— Эта мысль мучила меня неотвязно, — вспоминает отец Димитрий. — Почему бы не обратиться к директорам крупных производств и заводов Борского района, чтобы помогли храму?
Он отправился в администрацию района и попросил пригласить его на совет директоров. «Ну, приходите», — с недоумением ответили ему. На встречу священник пришел в рясе. В конце собрания ему дали слово.
— Я обратился с простой речью, — вспоминает отец Димитрий. — Наши прихожане — жители Борского района, а храм — в бедственном состоянии. Давайте вместе приложим усилия и труды.
Никто из сидящих батюшке тогда не возразил, некоторые даже стали аплодировать. Видимо, слово было сказано вовремя. До сих пор многие вспоминают эту первую встречу с рожновским батюшкой.
Быстро и со вдохновением
С той встречи и начались труды по благоустройству храма.
Первым делом отец Димитрий получил от директора совхоза Николая Крутова в дар 15 соток земли, чтобы поставить вокруг церкви новую ограду. Ведь старая наполовину была разрушена. Следующий шаг — новое освещение и собственная трансформаторная подстанция. Приход постепенно вставал на ноги.
А в храме по-прежнему не протиснуться. Ведь ехали со всей округи. Необходимо было отдельное помещение для совершения крещений и венчаний. История его строительства удивительна. Здание возвели всего за четыре месяца.
— Очень много людей участвовало, — объясняет отец Димитрий. — По кирпичику носили, по тележке возили. Люди трудились на большом духовном подъеме, с радостью, без устали. Закалка старых жителей села вдохновляла молодых. Многие помогали материалом.
У батюшки было замечательное свойство — располагать людей к добру, даже далеких от церкви. Многие со временем стали верующими людьми, первыми помощниками на приходе.
Пастырь и его прихожане не жалели для храма ни сил, ни средств. В конце 80‑х они даже замахнулись строить дом престарелых. Уже был заложен фундамент, цоколь, возведены стены. Открыли свое подсобное хозяйство, чтобы в будущем обеспечивать подопечных продуктами. Но наступили кризисные 90‑е годы, и все начинания пришлось остановить. Свободные от идеологии 90‑е были даже более трудным испытанием, чем атеистические 80‑е.
— Стало сложнее получить деньги на развитие прихода. Началась приватизация, предприятия стали переходить в частные руки. Одно дело — отпускать на благотворительность государственные деньги, совсем другое — частные, — понимает священник.
Было время
Казанская церковь, несмотря на иней и облезлую краску на стенах, имела даже при первом знакомстве особую атмосферу — она дышала молитвой. Отец Димитрий сразу ощутил ее особый дух, как только впервые вошел в храм. А совсем скоро нашел объяснение. Как только начал наводить порядок в церкви.
— Мне пришлось разбирать облачения, в которых священство служило до меня, — вспоминает батюшка. — Гляжу: подризник. Плотный, прошитый, как фуфайка. Обычно он тканый, и тоньше, чем риза. А вот рукавички. Видимо, службу священники совершали в рукавичках. В храме было холодно, как на улице. Топить было нечем. Вот отчего и стены промерзшие. И такое необычное облачение. Надо бы его в музей отвезти. Чтобы показать, насколько трудно было священству во времена богоборчества служить, какие условия были, как много они претерпевали.
Класть кирпич, замешивать цемент, управлять трактором и подъемным краном — отец Димитрий всегда руководствовался пословицей: «Делай хорошо, а плохо само получится». Этого же старался требовать и от других.
Стройка, стройка, хлопот по горло… А когда же души строить? Все тогда же и там же. Приезжали в Рожново из соседних и дальних сел, по нескольку сотен человек в храм набивалось. И всех исповедовать, причастить, а еще требы совершить… Отец Димитрий не отказывал никому, хотя и дела насущные горели, и матушка с маленькими детьми дома ждала. Но служить Богу и людям для него дело священное и первостепенное. «Очень люблю служить», — признается батюшка.
Хотя… и свое музыкальное призвание отец Димитрий не забывает. В храме старается всегда хору подпеть. А дома любит слушать классику, особенно хоровую.
Династия продолжается
Семья отца Димитрия, матушка Марина и трое детей, жила в Горьком, но село Рожново стало для всех вторым домом. Матушка старалась привозить сюда ребятишек на все каникулы. На их глазах возрождалась духовная жизнь прихода, частью которого они стали сами. Не случайно, наверное, все дети, когда выросли, связали свою судьбу с Церковью. Две дочки, Елена и Ксения, стали матушками, а сын Сергей принял сан диакона.
Много было разного на веку отца Димитрия — преград и трудностей, но неизменной остается народная любовь. «Наш батюшка — само сердце, доброе и чуткое. Всех выслушает, со всеми поговорит. Каждого ободрит и утешит», — говорят прихожане. К нему тянутся и старые, и малые. Ко всем как отец. Не случайно же — Батюшка.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.