Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > Воздать насущное вечному
«Ведомости Нижегородской митрополии» 2 (134) 15:56, 25 января 2018

Воздать насущное вечному

Кто хоть однажды присутствовал в доме христианина, когда там пребывал гроб с покойным, мог обратить внимание на наличие «особых атрибутов», которые сами по себе вызывают ассоциации, связанные с похоронами или поминовением усопших. При ближайшем рассмотрении выясняется, что некоторые из них: «хлебные лесенки», «провожающие молитвы» на сороковой день — вообще не соотносятся с традициями христианского погребения, а являются языческими отголосками, проникшими в христианство и устойчиво воспринимаемые как христианские.

В ожидании стука в окно

Из истории Русской Церкви мы знаем, что двоеверие (смесь язычества и христианства) с самого начала проявлялось среди новокрещенных святым князем Владимиром христиан. К сожалению, это проявляется до сих пор. Незнание церковного учения о загробном состоянии души порождает различные суеверные обряды.

Чтобы понять, насколько нелепо на сороковой день проводить манипуляции со свечами и «молитвами», обратимся к тому, чему учит Церковь.

«И возвратится прах в землю, чем и был, а дух возвратится к Богу, который дал его», гласит Екклесиаст (Екк 12:7). Христианство понимает смерть как разделение души и тела и откровение духовного мира. «Прощай, сестра! — пишет святитель Феофан Затворник своей умирающей родственнице. — Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там тебя встретят батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им, и наши им передай приветы, и попроси попещись о нас… Ангел-хранитель твой примет душу твою и поведет путями, какими Бог повелит…»

Как видно из этого обращения, здесь нет и намека на то, что душу усопшей будут «провожать» только на сороковой день. Она уже с момента расставания с телом предуготовляется в путь, из которого нет возврата специально для того, чтобы «попрощаться» с близкими, которые под воздействием суеверных рассказов нарочито ожидают каких-то ощутимых проявлений такого «прощания»: стуков в окна, скрипов половиц и т.п.

Чем душа отличается от человека

О том, что происходит с душой сразу после ее выхода из умершего тела, пишет архиепископ Антоний (Бартошевич): «Итак, умирает христианин. Душа его, очистившаяся в какой-то степени в самом исходе из тела, благодаря только страху смертному, покидает безжизненное тело. Она жива, она бессмертна, она продолжает жить полнотою той жизни, которую она начала жить на земле, со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми добродетелями и пороками, со всеми достоинствами и недостатками. Жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие ее жизни на земле». Но архиепископ Антоний напоминает, что возможности души после смерти ограничены: «Продолжая жить после смерти тела, душа всем своим существом располагает полнотою личности и самосознания. Она чувствует, сознает, воспринимает, рассуждает… Однако не будем забывать того, что душа вне тела — неполный человек, потому не все, возможное людям, возможно их душам. Так, например, человек, живя на земле, может покаяться и более или менее изменить свою жизнь, от греха возвратиться к Богу. Душа же сама не может, хотя бы и хотела, коренным образом измениться и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от ее жизни на земле, приобрести то, чего она не имела, будучи человеком. Именно в этом смысле нужно понимать слова о том, что за гробом нет покаяния. Душа живет там и развивается в том направлении, которое начала на земле».

Живое тело пребывает во времени, душа же отходит в вечность. Однако Господь дает шанс душе даже и нераскаявшегося грешника, только для ее спасения требуется вмешательство извне. Таким проявлением могут стать молитвы за усопших, совершаемые в память о них милостыни и другие добрые дела.

Хождение по мукам

В ХIХ веке митрополит Макарий Московский, говоря о состоянии души после смерти, писал: «Должно, однако, заметить, что, как вообще в изображении предметов мира духовного для нас, облеченных плотию, неизбежны черты, более или менее чувственные, человекообразные, — так, в частности, неизбежно допущены они в подробном учении о мытарствах, которые проходит человеческая душа по разлучении с телом. А потому надобно твердо помнить наставление, какое дал Ангел преподобному Макарию Александрийскому, едва начинал речь о мытарствах: «Земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных». Надо представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном…»

Что мы НЕ делаем

К сожалению, существует много суеверных обычаев, которые Церковь не одобряет, и они бессмысленны. К таким можно отнести установление на столике с иконами стаканов с водой, а то и водкой, накрытых куском хлеба — «для покойника», завешивание зеркал, «чтобы покойник не отразился» (зеркала закрывают для того, чтобы не любоваться на собственное отражение во время молитвы, ведь нужно читать Псалтирь), открывание окон, «чтобы душе было куда вылететь» и т.д. Зачастую именно на исполнение таких «правил» чаще всего обращают внимание как на необходимое, самое что ни на есть насущное.

Если уж в чем действительно нуждается человек после смерти, так это в молитве об упокоении его души. Увлеченным загробным состоянием людям надобно знать, что в первые 40 дней после исхода ее из тела перемещаться в земных местах душа может лишь в первые два дня, после девятого она «забывает» земные тяготы, и они ее не влекут, а на 40-й день ей и вовсе не до нас. Так что стуки при «прощании» производят нечистые духи, дабы отвлечь внимание близких от главного — молитвы.

Всякого рода обряды для «души» на сороковой день, среди которых и постройки «хлебной лесенки», по которой душе будет «легче» вознестись, по сути, предназначены для тех же духов лукавых, которые потешаются над полухристианами — язычниками, добиваясь главной цели — отвлечения от истинного молитвенного поминовения. А оно должно бы, по усердию и вере близких, совершаться ежедневно, в течение всех сорока дней после смерти близкого, с поминовением умершего на Божественной литургии и служением панихид. Ежедневное поминовение усопшего на Божественной литургии в течение первых сорока дней называется сорокоустом.

В книге знатока и ревностного исполнителя Устава епископа Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» ни на одной из 230 страниц среди изобилия форм поминовения усопших нет ни слова о том, что хотя бы отдаленно напоминало об упомянутых псевдоцерковных обычаях «проводов души».

Будем же молиться, читая или заупокойные каноны, или Псалтирь, заказывая панихиды и участвуя в их служении, поминая усопших на проскомидии Божественной литургии с совершением милостыни и добрых дел от имени усопших.

Третий, девятый, сороковой

Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, Православная Церковь не оставляет своих умерших чад без молитвы, особенно в первые дни после смерти. Она молится за них в третий, девятый, сороковой дни. Почему именно в эти — объясняет протоиерей Серафим Слободской в книге «Закон Божий», опираясь на  свидетельство Макария Великого Александрийского, получившего ангельское откровение в пустыне.

«В третий день вспоминается Воскресение Иисуса Христа. Церковь просит Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни. По апостольскому преданию, поминовение в третий день совершается потому, что умерший был крещен во имя Пресвятой Троицы. В девятый день Церковь молит Господа, чтобы Он причислил умершего к лику угодников Божиих, разделяемых, как и ангелы, на девять чинов. В сороковой день совершается молитва о том, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небе, вознес в небесные обители и умершего».

«Когда в третий день бывает поминовение в церкви о душе усопшего, тогда душа получает от стерегущего ангела облегчение в скорби, которую чувствуют от разлучения с телом.., отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение первых двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома два дня, как птица, ища себе гнезда. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает… вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих. …после поклонения Богу в третий день полагается показать душе обители святых и красоту рая. Все это душа рассматривает в продолжение шести дней последующих, удивляясь и прославляя Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновата в грехах, то, видя наслаждение святых, она начинает скорбеть и укорять себя за нерадение о душевном спасении. На девятый день душа опять возносится ангелами на поклонение Богу. …после вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща, чтобы самой ей не быть заключенной в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.