Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Со стыдом и рассуждением
«Ведомости Нижегородской митрополии» 2 (134) 16:01, 25 января 2018

Со стыдом и рассуждением

У исповедника. Сергей Милорадович, 1915

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом», гласит православный Катехизис. Необходимое и, казалось бы, желанное для каждого событие — исповедь… Однако велика и сила, преграждающая путь к покаянию — разно­образные чувства и доводы разума, посылаемые, безусловно, противником нашего спасения. С одними стоит разобраться, другие — просто отмести усилием воли.

Очень хочу исповедаться, очистить свою совесть, душу, сердце, мысли. Покаяться наконец в своих грехах. Но меня удерживает какая-то непонятная сила, постоянно внушая мне чувство стыда, и мне не хватает смелости, силы воли сделать первый шаг. Что же делать?

— В мире нет и не было ни одного человека, который бы не грешил. Апостол Иоанн Богослов так и пишет: «Если говорим, что мы не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1:8–9). Как видим, другого пути очистить свою душу у нас нет, ибо только Господь прощает нам грехи, Он «не хочет смерти грешника» (Иез 33:11), но исцеляет его, дает новую возможность жить чисто. Стремление покаяться — естественное для человека. Еще до христианства у славян была так называемая «исповедь земле». Человек вырывал в поле ямку и шептал в нее свои грехи. И душе становилось легче! Понятно, что этот ритуал не был таинством, но психологическую функцию выполнял и он. С христианством пришло и таинство Покаяния.

Чувство стыда также естественно, оно дано нам Богом, чтобы удерживать нас от повторения греха. А преодолеть этот стыд нужно, помня, что, хотя видимым образом мы исповедуемся священнику, невидимо же покаяние наше принимает Христос. Кого же мы стыдимся? Христа? Так Он знает не только наши дела, но и помышления. Священника? Скорее всего, да. Но этот психологический барьер необходимо преодолеть, потому как священник — исполнитель таинства, своего рода проводник человека к Богу. Ему вменяется в смертный грех, если он разгласит тайну исповеди. Испытывая мучительный стыд, мы все же подходим к аналою, у которого стоит исповедующий священнослужитель. И не лучше ли постыдиться перед одним человеком, чтобы не стыдиться на окончательном суде пред всеми людьми. Когда вы сможете перешагнуть порог стыдливости и исповедуетесь, то сразу почувствуете, как легко и спокойно стало вашей душе. Она так давно ждала этого!

Говорят, что надо ходить на исповедь к одному священнику, которого Господь укажет. Как укажет?

— У православного христианина нет строгой обязанности исповедовать грехи всегда только одному священнику. Другое дело, что у воцерковленного человека со временем обязательно появится такая потребность. Речь идет ведь не только о таинстве Покаяния, но и о духовном окормлении кающегося. Когда человек начинает жить духовной жизнью, регулярно посещает храм, участвует в таинствах, сверяет свою жизнь с установлениями Церкви, ему необходимо духовное наставничество, у него возникает потребность посоветоваться со священником по разным вопросам — и житейским, и духовным. Вот тогда он и начинает искать наставника. Как это сделать? Прежде всего, молиться, чтобы Господь послал ему такового. И это непременно случится. Через сердечную молитву и поиск Гос­подь обязательно укажет священника, в котором вы найдете доброго пастыря, добросовестно исполняющего свой долг, помнящего слова пророка Иеремии: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер 48:10), которому вы сможете доверить свою душу и который поможет вам на нелегком пути к ее спасению.

Нас обижают, и мы в ответ обижаем. Как настроиться на прощение, как погасить огонь ненависти?

— Есть такие жизненные ситуации, с которыми без помощи Божией человеку не справиться. Нам ведь и ближнего-то своего возлюбить очень трудно, не говоря уж о враге… Вот смягчения сердца и надо просить у Бога. Вспоминайте почаще события на Голгофе. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его …Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:33–34). Этими словами Христос показал нам путь обретения любви, прощения и избавления от ненависти и желания отмстить обидчику. С Его помощью и мы это сумеем.

Нужно ли как-то готовиться к исповеди, читать каноны и т.д.?

— Конечно, к любому таинству мы должны подготовить свою душу прежде всего. Обязательных требований к прочтению каких-либо канонов перед исповедью нет (если речь идет не о последующем причащении). Но, разумеется, кающемуся было бы полезно прочесть Покаянный канон Спасителю. Слова этого канона очень хорошо настраивают душу. Главная же подготовка к таинству Исповеди заключается в испытании своей совести: какие грехи я совершил, какие не исповедал еще по забывчивости или от стыда? От каких греховных наклонностей я хотел бы избавиться, а своих сил не хватает, и я прошу помощи у Бога.

Самое важное здесь — не подойти формально. Не нужно перечислять грехи, списанные с молитвослова, если вы не чувствуете, что причастны к ним или не собираетесь их оставлять, не пробуете даже бороться с ними. Так, человек говорит на исповеди: «Я курю», а выходит из храма и снова закуривает. Или другое. Часто каются на исповеди в раздражительности, вот, мол, опять и опять повторяется этот грех. А что ты сделал, чтобы он не повторялся? Произнес слово во время исповеди, и все? Выходит, что ты и не покаялся, а просто назвал грех. Покаяние предполагает намерение человека бороться с грехом. У греков есть для этого слово, определяющее то, что должно произойти во время таинства Покаяния. Метанойя (μετάνοια) — изменение ума, перемена в восприятии фактов или явлений. Вот к чему мы призваны стремиться, прибегая к таинству Исповеди, готовя к нему свое сердце.

Как часто нужно исповедоваться?

— Универсальных рецептов здесь нет и быть не может. Каждый человек и его духовная жизнь индивидуальны, поэтому и прибегать к таинству исповеди каждому следует по мере личной необходимости. Не всегда исповедь нужно совмещать с последующим причащением. Это два разных таинства, хотя и тесно связанных друг с другом. Исповедоваться можно чаще, чем причащаться. Главное, чтобы исповедь не была формальной, чтобы она стала действенным средством для искоренения греховных наклонностей.

Что делать с запиской, по которой исповедуюсь (батюшка рвет ее и возвращает мне)?

— В молитве шестого часа есть такие слова: «И честным Его крестом рукописание грех наших растерзавый». Что же это за рукописание? Рукописание, в прямом значении слова — долговая расписка. Наши долги — это наши грехи. Помните: «…и остави нам долги наша»? Преподобный Максим Грек называл рукописанием склонность человека ко греху, влечение к нему. Благодатию Христовой, Его крестом и содействием Святого Духа мы освобождены от этого рабства, мы получили свободу. Святитель Амвросий Медиоланский говорит, что Христос восстановил данную когда-то человеку свободу. То есть голгофская жертва Христа как бы разрывает рукописание, долговую расписку нашей греховности.

После прочтения разрешительной молитвы в таинстве Исповеди священник разрывает записку с перечислением грехов человека, то есть символически уничтожает «рукописание» исповеданных грехов. А обрывки потом уничтожаются самим человеком.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.