Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Великий пост > «В будущую неделю начало мира»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (136) 14:56, 22 февраля 2018

«В будущую неделю начало мира»

Вопрос о том, с какого дня года вести отсчет новолетия, в разных культурах решается по-разному. Если почитать синаксарь Постной триоди — сборник богослужебных указаний на весь год, станет ясно: отсчет духовного времени православные христиане ведут с воскресенья, предшествующего масленичной седмице — Недели о Страшном суде. В этот день «конец всех праздников полагается», поскольку «настоящий же всех дней конец и миру самому», а в «будущую неделю начало мира». Постная триодь — настоящая сокровищница духовной мысли, изложенной высоким поэтическим слогом. Катехизатор храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона города Сарова Алексей Голубев знакомит нас с ее песнопениями.

Значение поста и его суть последовательно раскрыты в книге Синаксарь. Уже в песнопениях Сырного понедельника находим еще одно интересное осмысление поста — как «десятины всего лета приносяще всех Царю». Ветхозаветный обычай посвящать в дар Богу десятую часть своих доходов, о котором упоминается в Евангелии (Мф 23:23), был принят и на Руси.

А в следующее воскресенье — Неделю сырную — нам предлагается «постная лечьба человеческому естеству полезная», как исправление нашего падшего состояния, унаследованного от Адама. Праотец Адам, как известно, «Божие заповедание поста доброе» не сохранил и «чреву покорься» и не только «Бог не бысть, но и смерть привлече».

Четыредесятница в древней Церкви была еще и постом оглашенных — тех, кто готовился принять Крещение в Великую субботу. Отголосками этого сорокадневного оглашения стали ветхозаветные чтения пророчеств, притчей и Книги Бытия, положенные Триодью на каждый день поста. Язычник, готовящийся стать христианином, должен переродиться, измениться, «с понедельника начать новую жизнь», порвать с прошлым.

Песнопения пятницы первой седмицы ободряют и утешают нас, да «постное завещание радостно восприимем», «бежим невоздержания, и по насыщении страстем не покоримся» и «снемы пасху Христову священную, во спасение душ наших».

В первое воскресенье поста (Торжество Православия) радостно вспоминается окончание длинного и кровавого иконоборческого периода в Византии в VII–VIII веках. В песнопениях этого и всех последующих дней приводятся примеры постного подвига пророков, разнообразно напоминается о недостаточности для истинного поста лишь воздержания чрева: «языка, ярости и лжи, и всякия иныя страсти очуждимся, да чисте пасху узрим», о необходимости доброделания: «Постом просветивше плоть, душу добродетельми утучним, убогия напитаим…»

Песнопения второго воскресенья поста (неделя Григория Паламы) по-восточному витие­ваты и красноречивы. В них в основном воспевается «божественнаго и невечерняго света сын, истинный воистину Божий человек» Григорий.

Третье воскресенье поста — Неделя Крестопоклонная, когда Церковь восхваляет крест Христов: это «благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, церкве ограждение». О причинах установления праздника в Триоди сказано, что воспоминание крестных страданий Господа предлагается нам для нашего утверждения и утешения, поскольку в пост «образом неким и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей горести же чувство имамы, унывающе и низпадающе». Поскольку сам Бог за нас распялся, «колико подобает и нам Его ради деяти».

Здесь же аллегорически поясняется: как человек, идущий долгим и трудным путем, садится отдохнуть в тени дерева и потом легче проходит остаток пути, так и на полпути поста «насадися от святых отец Животворящий Крест, ослабу и прохлаждение нам подаяй». Прообраз креста раскрывается в изведении Мои­сеем воды из скалы, в прохождении «умнаго», то есть мысленного, духовного «Чермнаго моря». «Животворящему древу поклонившеся, отсюду идем путем пощения к страсти Христовой радующеся», — заключает церковный гимнотворец.

В четвертое воскресенье (Иоан­на Лествичника) Церковь вспоминает житие и подвиг Иоанна, игумена Синайской горы, чья Лествица является путеводителем для всех ищущих духовного роста и святости. Примечательно, что житие Иоанна в Синаксари изложено очень лаконично: всего в 15 строках. В поучение неумеренно ревностным подвижникам подчеркивается, что Иоанн в своем подвиге избегал крайностей и ел все, что позволяла заповедь, но умеренно, и «в сем рог гордости сломлял всепремудро», также и спал столько, сколько необходимо, чтобы не повредился ум, однако «течение же его молитва бяше присная и к Богу любовь безмерная».

Во всех песнях канона в этот день и последующие раскрывается притча о самарянине, где под израненным нагим человеком подразумеваемся мы, раненые «согрешений язвами» и «божественного обнажихся образа».

В песнопениях утренней службы вторника этой седмицы вспоминаются и некоторые чудеса Христа, но интересно, что осмысливаются они не фактически, а духовно, как поучительные покаянные образы. Например, лежащая в горячке теща Петра — это душа, разжигаемая «опалением похотений», и мы молимся, чтобы Господь восставил ее, «да обрящется работати» Богу. Вспоминая исцеление глухонемого, молимся: «Уши отверзи души моея оглохнувшия, Христе, и язык мой уясни, якоже древле гугниваго (немого) и глухаго: да внушая твоим гласовом пою, и языком хвалю тя во веки». А помня, как Господь одним словом успокоил бушующее море, молимся: «и моя треволнения утиши помышлений».

В четверг пятой недели на утрени целиком прочитывается канон Андрея Критского. Святая Четыредесятница приближается к концу, и для побеждения лености в духовных подвигах великий Андрей, «якоже некий наказатель», побуждает нас к деланию, приводя в пример «великих мужей добродетель и злых паки отвращение».

Пятое воскресенье поста посвящено Марии Египетской, которая «душевныя ловления и страсти плотския мечем воздержания посекла еси: помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси, и струями слез твоих пустыню всю напоила еси и прозябла еси нам покаяния плоды». Пример ее жизни важен и поучителен для нас по многим причинам. Во‑первых, это пример деятельного покаяния, приносящего плоды, а во-вторых, это еще один пример долготерпения и веры самого Бога в падшего человека.

Уже на вечерней службе дня поется: «Шестую от честных постов седмицу усердно начинающе, Господеви предпразднественное пение ваий принесем вернии: грядущему во славе силою божества во Иерусалим, умертвити смерть, темже уготовим благочестно победныя образы, ветви добродетельныя, осанна вопиюще Творцу всех». Вся следущая седмица пройдет в предвкушении входа Господа в Иерусалим, которому мы должны приготовить «ветви добродетельные».

Подготовила Лилия Шабловская

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.