«Ко мне однажды приехал друг из Москвы, — богатырского вида батюшка, иерей Александр Кузнецов, настоятель Казанского храма села Богородское Варнавинского благочиния широко улыбнулся. Эх, ему бы кольчугу да шлем — был бы настоящий Илья Муромец! Тот тоже крепок был в вере. — Ну, так вот, представьте: Рождество, ночь, звезды. Вышли мы с этим другом в Варнавине после службы на Красную гору, где преподобный Варнава подвизался, а это крутой берег Ветлуги, даль необъятная. «Так, — говорит мне, — крикнуть хочется». И закричал в пространство: «Люди, славьте Бога!» Эхо подхватило, далеко разнеслось… И он мне говорит: «Если уж мое слово такую силу имеет, то какую же имеет Слово Божие». Вот это Слово много лет несет людям отец Александр, пять из них — в священническом сане.
Мечтал быть космонавтом
Родился наш герой в глухом лесном поселке. Он так и назывался — Глухое. Уклад тамошней жизни многим сейчас покажется необычным. Большие дела здесь всегда делали всем миром. Сажают картошку. С лопатами и ведрами — все: и родственнники, и соседи, и просто односельчане. У одних посадят — к другим идут. Кто-то погорел — тоже все помогают.
— Если нужно построить дом, поверьте, все мужики придут и будут строить бесплатно, — говорит отец Александр. — Все это было в советское время, на моей памяти. В детстве я, как большинство мальчишек, мечтал стать космонавтом, потом летчиком. Но не получилось — стал трактористом, а после армии пошел в милицию. За плечами почти 20 лет службы.
Бабушки и дедушки Александра были очень верующими. А отец — коммунист. Такой настоящий, честный коммунист, который вступил в партию, что называется, за идею, а не ради карьеры. А умер он как настоящий православный христианин. Покрестился, пособоровался, исповедался, причастился — и отошел ко Господу.
— Мой путь к вере тоже был очень труден, — говорит батюшка. — После армии занялся воспитанием детей, мне было больно смотреть на нашу молодежь (тогда перестройка началась), тренировать их стал. Сам тогда увлекался борьбой, восточными единоборствами, философией. Это закономерно, ведь такого не может быть, что ты серьезно занимаешься восточными единоборствами и проходишь мимо их философии. А ведь я был даже первым секретарем райкома комсомола какое-то время! Потом познакомился с одним человеком, он оказался связан с оккультными науками, и я стал их изучать. Серьезно причем. К счастью, потом встретил одного священника. Очень знающего. Он посоветовал внимательно прочитать Евангелие, и я сидел с карандашом, переводил с церковнославянского на русский… И пришел к выводу, что я в глубоком заблуждении. Так я стал православным человеком. Вдруг мне открылся удивительный мир! Я понял, какую милость принес нам Господь наш Иисус Христос, ведь мы настолько недооцениваем эту Его любовь.
В семье отца Александра трое детей. Старшая дочка пошла по монашескому пути. Теперь она не Катя, а инокиня Ирина, сын Николай — диакон в Николо-Перервинском монастыре в Москве. С родителями сейчас живет младшая дочь Аня. Она еще школьница, и, кто знает, как сложится ее судьба.
Тренировки, костры, байдарки…
Тридцать лет назад сотрудник правоохранительных органов Александр Валерьевич Кузнецов решил заняться с варнавинскими ребятами рукопашным боем. Организовал клуб, названный сначала «Шквал», потом — «Русич». Занимался в разных спортзалах, потом при храме в честь преподобного Варнавы. Приняв сан, не оставил мальчишек без попечения. Тренирует ребят в школе соседнего села Макарий (там, говорят, преподобный Макарий Желтоводский останавливался, когда шел на Унжу, потому такое название). Больше 10 лет, до принятия сана, Александр Кузнецов проводил с ребятами (в том числе трудными подростками) летние оздоровительные смены. Проще говоря, ходил в многодневные походы. Ходили по маршруту преподобного Варнавы Ветлужского от Варнавина до Великого Устюга, а однажды прошли часть пути преподобного Макария.
Педагогическая деятельность варнавинского милиционера не раз была отмечена, его летние смены занимали первые места на областном уровне. Александр Валерьевич написал образовательную программу, которую многие взяли на вооружение.
Листаем фотоальбом. Среди выпускников отца Александра — больше 40 офицеров, несколько прокуроров, некоторые в МВД, кто-то из них уже на пенсии. Это, конечно, все хорошо. Но главное другое…
Вот ребята с хоругвями входят в село, вот теперешний диакон Николай Кузнецов в камуфляже разводит костер, инокиня Ирина с сестрой Аней, много-много ребячьих лиц… Не все так глубоко и крепко, как отец Александр и его дети, связали свою жизнь с Церковью, но в сердца этих мальчишек будущий батюшка бросил однажды семена веры. Практически все его выпускники крестят своих детей, многие венчаются и ходят в храм. А те зерна, что еще не дали всходы, все равно прорастут. В свой срок.
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.