Припарковал машину на тротуаре, бросил мусор на асфальт, выгулял собаку без намордника и поводка… Если собака не зарычит, а машина не помешает проезду, большинство из нас пройдет мимо подобных нарушений. За границей вероятность того, что окружающие обратят внимание на непорядок, что может закончиться предупреждением и штрафом, гораздо выше. Где грань между проявлением гражданской позиции и доносительством? Когда христианское терпение может закончиться? Мы спросили наших читателей.
Иерей Павел Кутумов,
благочинный Варнавинского округа, Городецкой епархии:
— Каждый подобный случай нужно рассматривать индивидуально, включая здравый смысл. Достаточно ли бдительности одного гражданина для перевоспитания наглеца? Вряд ли. Но если мы закрываем глаза на правонарушения, свидетелями которых являемся, не выказываем своего несогласия с тем, что человек преступает закон или нарушает общепринятые нормы, то таким образом культивируем равнодушие и попустительство.
Но привлечение представителей закона к конкретному случаю должно стать, на мой взгляд, лишь вынужденной мерой — для наведения элементарного порядка.
Для начала же нужно побеседовать с человеком один на один, как говорится в Евангелии: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф 18:15–17). Может, удастся пробудить совесть у человека. Беседовать с ним нужно по-христиански: терпеливо, спокойно, рассудительно, с кротостью. Не стоит забывать об этом, потому что часто мы сами начинаем проявлять раздражение и брать на себя роль судей.
Протоиерей Александр Мужиченков,
настоятель храма в честь Святой Живоначальной Троицы
села Кантаурова городского округа Бор:
— Я всю жизнь прожил в сельской местности, и у нас до такого, чтобы на человека приходилось в какие-то инстанции жаловаться, не доходило. Деревня как одна семья: если и бывали конфликтные моменты, но мы старались решать их полюбовно, мол, меня не устраивает то, что ты делаешь. Как говорится, обходились малой кровью. Конечно, христианское терпение не должно угасать. В любых спорных ситуациях следует стремиться не проявлять свое превосходство, а смирять гордыню.
Мария Салякина,
специалист отдела по делам молодежи
Нижегородской епархии:
— Должны же существовать правила, соблюдение которых обязательно для всех! Это и обеспечивает порядок. И у людей должно быть чувство ответственности, понимание того, что нарушение закона повлечет за собой наказание. Люди должны в первую очередь уважать друг друга, помнить, что они живут в обществе. Конечно, лучше попробовать предотвратить конфликт путем диалога, пусть даже не один раз придется побеседовать, а потом уже прибегать к помощи надзорных органов. В полицию, думаю, следует обращаться только в крайнем случае, когда другие меры уже не помогают. И начинать надо с себя, тогда, может, и другие изменятся.
Анастасия Плужникова,
председатель Нижегородской региональной экологической организации «Изменим мир»:
— Когда один человек сообщает, что другой что-то нарушает, — это не доносительство, а проявление гражданской позиции. Хотя мнения на этот счет могут быть разные. Если у нас в законодательстве сказано, что нельзя ставить машины на газоны, а это происходит, значит закон не соблюдается. А те, кто сообщает о таких случаях, тем самым обозначают проблему. Автомобилисты, например, оставляют машины в неположенных местах, и до поры до времени этот вопрос не поднимается. Если бы поступали сообщения, что негде парковаться, возможно, решение было бы уже найдено. То же самое с машинами на детских площадках, и с мусором (у администрации есть определенное количество мест, которые должны быть убраны), и с несанкционированными свалками, на уборку которых приходится выделять дополнительные средства из бюджета. Поэтому сообщать надо, тогда и жители задумаются о том, что можно делать, а что нет. Пока люди не заявят о проблеме, получается, что ее, вроде как, и нет.
Иван Лебедянцев,
учитель православной гимназии
имени преподобного Серафима
Саровского города Дзержинска:
— Наша правовая культура отличается от западной. Недаром есть у нас такая поговорка: «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». Среди американских школьников, например, принято «сдавать» своих одноклассников, если они списывают школьное задание или совершают мелкие пакости. В наших школах к таким учащимся отношение негативное, как среди товарищей, так и среди учителей. В российской педагогической культуре принято отваживать детей от ябедничества. Что лучше: европейская практика или наша традиция? Наверное, истина где-то посередине. Стоит помнить, что святые отцы говорят о рассуждении как главной добродетели христианина. И в этом вопросе тоже необходимо рассуждение.
Михаил Куц,
слесарь ВРК филиала АО РЖД:
— Я бы смотрел в каждой ситуации с позиции любви к ближнему. Если ты стараешься уберечь человека от соблазна греха или оберегаешь ближнего, то можно и «донести» — ему во благо. А если при этом выносишь приговор, злорадствуешь, превозносишься, жаждешь наказания, то это плохо. Я думаю, к таким вещам надо подходить осмысленно и не бояться открыто обличить, делая это с доброжелательством.
Иерей Филипп Измайлов,
помощник руководителя
отдела культуры
Нижегородской епархии:
— Если человек совершил нарушение однократно — это одно, а если подобное происходит постоянно и он мешает не одному соседу, а многим причиняет беспокойство, нужно поговорить с ним, предупредить о возможных последствиях его поведения. Не возымеет действия — тогда можно и обратиться куда-то, потому что пассивностью мы только провоцируем безнаказанность, человек будет продолжать неуважительно относиться к окружающим. Нести ответственность за свои поступки нужно учить.