— Существуют способы определения даты Пасхи в тот или иной год. Прямо скажем, они достаточно сложны, и едва ли простому человеку нужно заниматься этими вычислениями. Сами правила были выработаны в III веке Александрийской Церковью и закреплены постановлениями I Вселенского (325 год) и поместного Антиохийского (341 год) соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: праздновать Пасху в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот Праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Таким образом, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, то есть 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю), и позже 25 апреля (8 мая).
— Кириопасхой называют совпадение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы со Светлым Христовым Воскресением. Так как праздник Пасхи подвижен, он неизбежно время от времени приходится на 7 апреля — день, когда постоянно празднуется Благовещение. Это совпадение никак не может повлиять на события в жизни людей. Бытование такого мнения можно назвать оккультным, нехристианским. Кириопасха («истинная Пасха») в переводе с греческого означает Господня Пасха. Дело в том, что древняя церковная традиция полагает, что историческое событие Воскресения Господа Иисуса Христа состоялось именно 25 марта по юлианскому календарю (7 апреля).
— Такая традиция, действительно, существует в Русской Православной Церкви. Конечно, люди поднимаются на колокольню под присмотром, причем, люди воистину верующие, которые, например, смогут прочесть перед звоном пасхальный тропарь. Думаю, это правильно. Церковнослужители подскажут, как ударить в колокол, чтобы над землей не раздавалась какофония, чтобы, пусть и неумелый, но звон был радостным — «красным». Субботним вечером, когда закрываются Царские врата, открытые всю Светлую седмицу, колокольные звоны мирянами заканчиваются. Надо сказать, что желающих позвонить на Светлой седмице стало значительно меньше по сравнению с 90‑ми годами прошлого века.
— Конечно, главными свидетельствами Воскресения Иисуса Христа для нас являются четыре Евангелия, да и все книги Нового Завета. Кроме того, существуют раннехристианские тексты, такие как послание священномученика Поликарпа Смирнского, Игнатия Антиохийского. Есть письменные свидетельства, такие как письмо Гермидия, историографа Иудеи, врача Ейшу, Меферканта и другие (всего называют 230 источников). Они хоть и не относятся к каноническим, скорее, это апокрифы, но все же существуют, и христиане ими пользуются. К вещественным доказательствам Воскресения Христа относят плащаницу, в которую Иосиф Аримафейский пеленал тело Иисуса. Туринскую Плащаницу называют «пятым Евангелием». Важным и непререкаемым свидетельством о Воскресении Христа являлось принятие мученической смерти христианами за исповедание веры, как в первые века новой эры, так и в последующие.
— По мнению митрополита Илариона (Алфеева), основанному на святоотеческом понимании разрушения ада Спасителем, Христос, сойдя во ад, умертвил смерть и уничтожил (разрушил) ад. В восточной традиции это понимается как полное уничтожение смерти и ада с уточнением, что смерть и ад продолжают существовать постольку, поскольку этому способствует злая воля людей. В западной традиции крестная смерть Христа воспринимается как нанесение ущерба аду, но не его уничтожение. Да, грешники до сих пор попадают в ад, но у всех людей есть возможность его избежать. Такой возможности до Христа не было. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Для того чтобы победить смерть, необходимо было принять ее, с нею соприкоснуться. Для того чтобы победить ад, надо было сойти в него, разрушить врата ада, чтобы ад опустел, чтобы он не имел силы над людьми.
Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что сошествием Христа во ад полностью была истреблена сила смерти — «Им сила смерти разрушена».
— Да, так сложилось, что на Западе Рождество стало главным праздником христиан. У немцев даже присказка такая есть: «Нет гнезда выше орлиного — нет праздника главнее Рождества». Дело в том, что западные христиане — католики и протестанты ориентируются, в первую очередь, на земную жизнь Христа и его деяния. Западному христианству существеннее, что Иисус — сын человека. В православии же важнее, что Христос — сын Бога, Который умер, страдая за людей, а потом воскрес, даруя нам надежду.
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.