Улица Алексеевская в Нижнем Новгороде — одна из центральных, и к ее историческому возвращенному названию уже все привыкли. Но мало кто покажет, где именно стоял храм в честь святителя Алексия — на месте нынешнего фонтана на площади Минина и Пожарского. Тем более мало кто знает о том, кем был настоятель Алексеевской церкви протоиерей Петр Тополев, разделивший судьбу своего храма.
Петр Васильевич Тополев родился 19 декабря 1873 года в деревне Агрызково Витебской губернии Велижского уезда. Выходец из крестьянской семьи, он не только окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, но и продолжил свое образование в Московском археологическом институте.
Приказом обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева от 29 апреля 1899 года его определили помощником инспектора в Нижегородскую духовную семинарию. Кроме того, он несколько лет (1899–1906) безвозмездно исполнял обязанности хранителя семинарского церковного древлехранилища и делопроизводителя специального комитета при нем.
Как человек весьма образованный и интересующийся церковной историей, Петр Васильевич вплоть до самой революции состоял действительным членом Нижегородской губернской архивной комиссии. Результатом его исследований стали церковно-исторические публикации на страницах «Нижегородских епархиальных ведомостей» и «Церковно-общественного вестника» — старейших в городе периодических изданий.
11 марта 1911 года он был перемещен на должность преподавателя арифметики, географии и природоведения в Нижегородское Сергиевское духовное училище. Одновременно, вплоть до 1915 года, был членом училищного правления и делопроизводителем этого учебного заведения.
То, каким авторитетом он обладал, со всей очевидностью показывает один факт. В 1918 году преподавателя Петра Тополева, который не имел своей семьи, как, впрочем, и священного сана, во время выборов архиерея на Нижегородскую кафедру духовенство и миряне выдвигали в числе других нижегородцев в кандидаты на должность епископа Нижегородского и Арзамасского.
После Октябрьского переворота большевиков, в 1919 году Петр Васильевич Тополев был принят преподавателем математики в нижегородскую советскую школу 2‑й ступени. Но путь его был иным, чем путь простого учителя. Спустя два года, 30 июня 1921 года, на праздник Собора 12 апостолов архиепископом Нижегородским и Арзамасским Евдокимом (Мещерским) он был рукоположен во пресвитера, а уже на следующий год возведен в сан протоиерея.
Свое служение Церкви в 1920‑е годы он совершал будучи настоятелем церкви в честь святителя Алексия, митрополита Московского, на Благовещенской площади (ныне площадь Минина и Пожарского), — и вместе с тем был членом епархиального совета.
В 1923 году отца Петра арестовали за организацию пасхального крестного хода без разрешения на то властей, а в ходе судебного разбирательства оправдали. Но в покое не оставили. Уже в 1925 году он привлекался сотрудниками ОГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности и участии в работе религиозного кружка духовенства, был осужден условно.
Когда в 1930 году Алексеевский храм по решению властей и требованию «пролетарского студенчества», а также по инициативе ячейки воинствующих безбожников был закрыт, прихожане этого прихода присоединились к общине Варварской церкви. Но часть прихожанок сплотилась вокруг отца Петра, и из их числа возникла небольшая монашеская община.
В разгар массовых репрессий, 13 сентября 1937 года, престарелый протоиерей Петр был арестован как участник Горьковской областной церковно-фашистской, диверсионно-террористической и шпионско-повстанческой организации.
«Будучи завербован разведывательными органами одного из государств, в 1923 году организовал при Алексеевской церкви г. Горького кружок сестричества «белоплоточниц», участниц которого привлек к шпионской разведывательной деятельности… — следует из обвинительного заключения. — В 1934 году в гор. Горьком Тополев П.В. организовал и возглавил контрреволюционную церковно-повстанческую организацию при одновременном возрождении монашества и создании тайных монастырей с тайным постригом монахов и монахинь… В начале 1936 года Тополев П.В. вошел в состав Горьковской областной церковно-фашистской, диверсионно-террористической, шпионско-повстанческой организации и с этого момента всю свою контрреволюционную подрывную работу проводил по заданию руководителя антисоветской организации митрополита Феофана (Тулякова)».
По постановлению тройки УНКВД от 2–3 декабря 1937 года отец Петр в числе других священнослужителей Нижегородской епархии был приговорен к расстрелу и конфискации лично принадлежащего ему имущества. 11 декабря 1937 года отца Петра расстреляли и погребли в общей безвестной могиле.
По материалам комиссии по канонизации Нижегородской епархии
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.