Текст Алексея Еремина
20 мая, в Неделю седьмую по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора (325 год), в городе Выкса Нижегородской области епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь Рождества Христова. Его Преосвященству сослужили секретарь епархии протоиерей Иоанн Ляпин и клирики собора при стечении большого числа прихожан.
В ходе литургии управляющий Выксунской епархией совершил иерейскую хиротонию: в сан священника был рукоположен клирик кафедрального собора диакон Симеон Сердечный.
По окончании богослужения правящий архиерей в проповеди говорил о подвиге святых отцов и учителей Церкви, защищавших православие в эпоху арианских споров в IV веке:
«Сегодня мы вспоминаем церковную историю, I Вселенский собор, на котором было положено основание догматическому богословию Церкви. С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви стали возникать ереси. Одной из опаснейших было арианство. Арий, гордый александрийский пресвитер, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Если бы ариане восторжествовали, то страшно даже подумать, что было бы с Церковью! Скорее всего, она прекратила бы свое существование на земле, потому что без Христа нет Церкви. Если говорить о Христе не как о Боге, во всем равном Богу Отцу и Богу Духу Святому, а как о всесовершенном творении Божием, то разрушается важный догмат христианской веры – учение о Святой Троице. Это лжеучение полностью опровергает то, о чем учит и что исповедует Святая Христова Церковь.
Наша вера соборная и апостольская. I Вселенский собор собрал лучших людей Церкви для решения многих вопросов, которые накопились к тому времени. Это были не только богословы, но и архиереи, известные всему тогдашнему миру православные подвижники. Слово их было очень весомо, потому что добрая христианская жизнь вдохновляет других людей. Многие из них были чудотворцами, такие как святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский, преподобный Пафнутий Фиваидский. Были там и другие известные подвижники. Именно на этом Соборе была ниспровергнута ересь Ария.
До того не было «согласия отцов» (Consensus patrum), соборного определения Церкви по этому вопросу. На Соборе это и произошло. Было показано со всех сторон, что учение Ария о том, что Сын Божий – это высшее творение Божие, но не Бог, было опровергнуто. Арий был низложен.
Потом эта ересь еще долго терзала Церковь, так как византийские императоры, к сожалению, часто поддерживали еретиков. Они умели повлиять на сильных мира сего, так как были людьми умными, интересными, могли увлечь за собой, имели особую «харизму», но не от Бога. Императоры этого не понимали, и из-за этого многие люди страдали.
Сегодня мы вспоминаем не только сам Собор, который был значительным событием в Церкви (всего их было семь), но вспоминаем самих отцов Собора. Именно они своей святостью, бескомпромиссностью, любовью к истине смогли сохранить Церковь и православие. Они отстояли достоинство Бога, учение о том, что Сын Божий вочеловечился и стал человеком, подобным нам, не теряя Божественного достоинства.
Какой урок мы можем извлечь из этого для себя? Истина рождается только в чистом сердце, любящем Бога и ближнего. Православие невозможно без подвига, оно аскетично в своей сущности. Любящие негу и покой никогда не смогут стать настоящими христианами. Поэтому нам надо следить за своими мыслями, которые нас часто увлекают, творить Иисусову молитву, или молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Для нас полезно соблюдать посты – они помогают обуздать телесные страсти и укрепляют наш дух, хоть плоть и ослабевает.
В день памяти отцов I Вселенского собора читается Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа (Ин 17:1-13). В ней содержится прошение, чтобы все люди были едины в Боге, как Отец — в Сыне и Сын — в Отце. И нам надо стараться иметь и хранить это единство. Между нами могут быть и разногласия, и споры – это неизбежно, но при этом не должно быть злобы в сердце. Злоба приводит к преступлению, а любовь — к согласию, когда человек готов лучше сам претерпеть мучения, чем на кого-то нападать.
Каждому из нас бывает трудно удержать свой «праведный» гнев, язык, и даже в семьях у нас происходят такие локальные конфликты, дай Бог без смертоубийства. Пусть же Господь поможет нам хранить единство и быть истинными христианами».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.