Ее многоэтажка спроектирована так, что лифт немного не доезжает до уровня двери подъезда. И вот уже 32 года мама выносит из дома сначала свою «хрустальную девочку», как зовут людей с врожденным недугом повышенной ломкости костей, затем — ее коляску. Несколько ступенек отделяют Ольгу Попову от самостоятельной жизни. Но ежедневно она сама, без пандусов и маминых рук, поднимается по собственным ступеням. К людям, которым нужна, дорога и интересна, к творческим событиям, к настоящему делу. А что ей для этого потребовалось? Всего-то…
Квартиру можно и обменять — перебраться в жилище с более доступным входом. Но они с мамой не торопятся с переездом. Потому что все здесь напоминает об отце, ушедшем из жизни 13 лет назад. Как и дочь, живущая с диагнозом «несовершенный остеогенез», он был человеком уникальным. Своими золотыми руками обустроил в семейном жилище все, начиная с каждого гвоздя и крана, заканчивая собственноручно выложенным паркетом и собственными картинами, украсившими стены квартиры.
— Он был юристом, при этом состоял в профсоюзе мастеров «Галереи ремесел». Любил шить, одевал и меня, и маму по модным журналам. Увлекался искусством фотографии, сам проявлял и печатал. Профессионально занимался выжиганием по дереву, неоднократно принимал участие в различных выставках. Прекрасно готовил. В доме всегда чувствовалась мужская рука — не помню, чтобы мы хоть раз вызывали сантехника, электрика или ремонтника. И меня учил не бояться браться за что-то и делать это. В 12 лет я, например, полностью по всем правилам оштукатурила балкон… Папа был удивительно жизнелюбивым и талантливым человеком. А талантливые люди умеют так красочно преображать действительность, что к ним тянешься и преображаешься сам.
Дочери досталось в наследство не только генетическое заболевание отца, но и его жизнелюбие, умение не унывать ни при каких обстоятельствах и многочисленные таланты. А еще — способность быть благодарной за все своим родителям. Похоже, любовь и уважение между этими людьми преодолели не только физические барьеры, но и распространенные стереотипы о незавидной доле семьи, в которой двое из трех ограничены в свободе передвижения. Да, может, им не завидовали соседи и знакомые. Но восхищались — точно.
Ольга называет себя везучей, к тому же избалованной любовью. Выросла в атмосфере заботы и даже обожания родителей. Предки со стороны отца — донские казаки, и Олин дедушка учил внучку казацким песням. Их пели за дружными застольями, где собирались по три поколения Поповых и друзья семьи. Оля, которая по состоянию здоровья не могла ходить ни в детский сад, ни в школу, была примой семейных концертов.
А еще были лето, дача с грибами и ягодами и большой Божий дар — друзья на всю последующую жизнь. Они и сейчас родные друг другу. С ними не нужно прятаться в кокон, громоздить мнимые перегородки между собой и остальными, жалеть себя с утра до вечера. Она просто живет с приятным осознанием наличия плеча и жилетки, а также — полного права на честный совет, звонок другу — в любое время дня и ночи, праздники «в кругу» и общие секреты.
— Они никогда не делали акцент на моих физических особенностях — я, например, даже слова «инвалид» долгое время не знала. Участвовала почти во всех приключениях и развлечениях моих друзей. Например, они учили меня кататься на двухколесном велосипеде, брали с собой в лес за грибами. Сейчас даже удивляюсь своей тогдашней беспечности, ведь некоторые игры были противопоказаны ввиду моего заболевания. Наша дачная дружба скоро переросла в городскую, мы дружим уже больше 20 лет.
Учителя, что приходили к ней на дом с уроками, подошли к делу со всей серьезностью. И знания давали, и требовали их усвоения в полном объеме. Но, конечно, хотелось большего: окунуться в этот сумасшедший школьный мир, стать его составляющей. Наедине со своими робкими сначала только надеждами остаться не пришлось. После уроков кто-нибудь из педагогов нет-нет да оставался просто поговорить, расспросить о том о сем, рассказать, чем живут одноклассники… И вот нашей примерной ученице, заканчивающей класс за классом «на отлично» не выходя из дома, уже мало стало одних «пятерок» и похвал учителей — ей еще творческую реализацию подавай!
Однажды Оле предложили придумать сценарий школьного праздника. Она написала. В стихах. Получилось, на взгляд школьной общественности, здорово. Позднее таких сценариев было написано немало. Потом и детский КВН, и звание лучшего капитана команды, и участие в различных выставках-конкурсах, и долгожданное соединение с классом, правда, уже перед самым выпуском.
— Ребята решили прийти ко мне в гости. Мы сидели и пили чай. Один мальчик признался, что помнит меня еще первоклашкой, когда я пришла на один из школьных праздников. Последний звонок и выпускной готовили уже все вместе.
И даже не золотая медаль, что тоже, в общем-то, подвиг, стала пропуском к высшему образованию, а ее нехитрое, но почему-то цепляющее за душу стихотворчество. Опять спасибо учителям. Это они в 11-м классе втайне от Ольги отправили на один из престижных конкурсов цикл ее стихов, посвященных школе. Когда из приемной администрации девушке позвонили с приглашением на городской бал выпускников, сказав, что для нее есть приятный сюрприз, она простодушно, не догадываясь в чем дело, ответила: «К сожалению, из-за недостаточной мобильности не смогу приехать». Через два часа за ней прислали «газель» и двух помощников, и на главной сцене города Сергей Кириенко, тогдашний полпред президента РФ в ПФО, вручил Оле приз — сертификат на бесплатное обучение в любом вузе города.
— Это был невероятный подарок! Потому что единственный вуз нашего города, в котором я могла получить высшее образование, обучаясь дистанционно, не предполагал бюджетных мест. Поскольку еще и школу я окончила с золотой медалью, мне оставалось только написать эссе.
В том же году Ольга поступила в университет Российской академии образования на заочное отделение факультета журналистики, учась на котором получила не только заветные корочки, но и полезную интересную практику: публиковалась в нескольких изданиях, участвовала в разных профессиональных конкурсах.
«Вся такая ты неуместная. Ни женой не звать, ни невестою», — так начинается одно из самых пронзительных ее стихотворений, у которого на ее авторской страничке на сайте Стихи.ру огромное количество просмотров и отзывов. Хотя самой Ольге ближе другие строки, а эти она просит отождествлять лишь с ее литературной героиней.
Вообще, у нее практически все стихи — посвящение кому-то, друзьям в основном. И их стало так много, что книга должна уже была появиться на свет. В декабре 2013 года в рамках социального культурно-просветительского проекта «Время дарить», победителя городского конкурса «Открытый Нижний», на средства благотворителей Сергея Иванушкина и Андрея Ниточкина был издан первый сборник ее стихов «Есть причина улыбаться», проиллюстрированный художницей Дарьей Шевцовой.
В прошлом году ее вязаные куклы в костюмах народов мира несколько недель были гостями в одном из школьных музеев, где представлены предметы национального творчества различных этносов, представители которых проживают в Нижнем Новгороде.
А еще она вяжет персонажей своих любимых сказок.
— Помните Великого волшебника Гудвина, жившего в Изумрудном городе? Три удивительных существа пришли к нему с просьбой исполнить их самые заветные желания. Хотя Гудвин оказался обычным человеком, он сумел одарить Страшилу острым умом, Железного Дровосека — добрым сердцем, а Льва — смелостью. Просто друзья изначально обладали качествами, о которых мечтали. А Гудвин дал им возможность поверить в свои силы, укрепившиеся во время трудного пути благодаря искренней дружбе и взаимопомощи. Это я к тому, что если ты действительно о чем-то мечтаешь, то обязательно рядом окажутся те, кто поможет взять правильный курс на мечту.
«Всегда найдется человек, мешающий разочароваться в эпохе», — Ольга нередко цитирует эту кем-то оброненную фразу. А ведь да, только подумаешь, что в наше время чудаков, раздающих направо и налево добро, не бывает, а они — вот! Они, несовременные энтузиасты и просто неравнодушные люди, не умеющие жить лишь для своего блага, встречались Ольге не раз и помогали ей почувствовать себя нужной, востребованной, интересной. «Передай другому» — следуя этому внутреннему призыву, она начала шарить в интернете в поиске социальных проектов, в которых можно было бы помочь детям из детских домов или пожилым людям. При этом не оставляла надежды найти применение своему творчеству.
Яндекс выдал ссылку на социальный проект «Банк Времени». Простота и даже гениальность идеи ей понравилась: ты оказываешь какую-то услугу, применяешь свои навыки, способности, знания, и каждый час потраченного времени добавляется к твоему «вкладу». Такое же количество часов потратят на тебя другие вкладчики, делая то, что умеют и любят делать они. По принципу бартера. Так десять лет назад Оля стала вкладчиком и волонтером «Банка Времени», а спустя два года — координатором «бартера добра». Например, звонит человек, которому нужно перевезти мебель или чтобы с его ребенком позанимались английским языком. Ольга ищет человека, который готов помочь в указанное клиентом время, и передает заказчику координаты исполнителя. Когда дело сделано, связывается с обеими сторонами, узнает о результатах — как все прошло и сколько времени заняло. Списывает часы-минуты, за которые была оказана услуга, со «счета» заказчика и зачисляет их на «счет» исполнителя. Плюс ко всему этому вместе со своими коллегами Ольга занимается организацией мероприятий в рамках «Банка Времени», а это мастер-классы, лекции, экскурсии, тематические праздники. Ведет группы в социальных сетях.
Текст: Екатерина Ротанова
Фото из личного архива Ольги Поповой
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.