Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Лето не мешает молитве и богопознанию
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13 (145) 17:27, 5 июля 2018

Лето не мешает молитве и богопознанию

Лето, ах лето! Такое короткое и быстротечное. Так много всего хочется успеть: и в поход, и в путешествие, и в лес — за грибами-ягодами, и к бабушке в деревню — на молоко и кашу с корочкой… Однако на пути к летним впечатлениям и радостям лежат сразу два поста: Петровский и Успенский. Как согласовать между собой два вектора жизни — собирание и ограничение себя и раскрепощение, которое у многих из нас ассоциируется с отдыхом. Разве может пост, как важное церковное установление, быть человеку в определенных обстоятельствах помехой? На эту тему беседуем с клириком Нижегородской епархии протоиереем Владимиром Гофманом.

Отец Владимир, многие люди говорят, что раз постились Великим постом, то Петров пост соблюдать необязательно. Можно ли с этим согласиться?

— Странная позиция. Почему не надо поститься в Петров пост, если постились в Великий? Как это связано? В Православной Церкви есть четыре продолжительных поста (Рождественский, Великий, Петров, Успенский) и, кроме того, краткие еженедельные посты в среду и пятницу, за исключением так называемых сплошных седмиц. Посты и существуют для того, чтобы во время них верующие постились, и различаются только по степени строгости (например, Великий и Успенский более строгие). Поэтому не соглашайтесь с теми, кто советует не поститься. Решать это можно только со своим духовным наставником, а если его нет, то со священником храма, который вы посещаете.

Петров пост не такой строгий, как Великий. И для меня стало проблемой заставить себя поститься всерьез. Тем более этот пост всегда приходится на лето, когда много соблазнов, отвлекающих поводов: пикники, фестивали, концерты, поездки. Как изменить свое отношение к этому посту?

— Пост — дело серьезное. Это, как известно, не диета и не игра в мнимое благочестие. Если для вас он важен как способ духовно расти, укреплять свою волю, изменять в себе то, что мешает душе быть чистой, то как же к этому не относиться всерьез? А соблазны существовали и будут существовать, посмотрим на них, как на необходимое зло. Без них как бы мы укреплялись? Даже проверить себя не смогли бы. «Пикники, фестивали, концерты, поездки…» — а как это может помешать вашему совершенствованию? Если вы только о том, что можно, а что нельзя съесть, так это и не пост вовсе. Как раз физический пост во время путешествий или болезни ослабляется. Но ведь и сам человек может выбирать время пикника: в воскресенье или в среду? А о концертах и говорить нечего. Все ваши проблемы, честно говоря, надуманные, а корень их в том, что вы не хотите поститься. Это раз. Вы сами заявили, что не относитесь к посту всерьез. Это два. А что делать? Очень просто — изменить свое отношение к духовной жизни. Не просто к посту, а именно к духовной жизни. Как? Проявить волю, если она у вас есть.

Как провести отпуск, не нарушая поста? Можно ли отступать от него во время путешествия, если перенести его на другое время нет возможности?

— Да, путешествующим пост послабляется. Это известно. Имеется в виду пост физический. Но отпуск человек планирует сам. Во-первых, он может отправиться в паломническую поездку — вот вам и большая польза в духовном развитии. Но даже в обычной туристической поездке разве кто-то мешает вам помолиться, держать себя «в духе» — не ссориться, не завидовать, не раздражаться, не желать зла? Чем это не пост, не духовное упражнение?

Какую духовую литературу вы посоветовали бы читать во время Петрова поста?

— Душеполезных книг много. И это не только специфическая духовная литература, как, например, жития святых или поучения святых отцов. Мир классической литературы, особенно русской, велик — выбирайте на любой вкус. Конечно, не может быть различия в чтении во время Петрова и, скажем, Успенского поста. В любой пост можно посоветовать уделить больше внимания чтению Евангелия и непосредственно молитве. А в остальном никто вас не ограничивает — дело вкуса. Если вы не читали Лескова «На краю света», рассказы Никифорова-Волгина, Шмелева «Человек из ресторана» или «Куликово поле», прочтите. А может, вы не знакомы с Рэем Брэдбери («Вино из одуванчиков») или Харпером Ли («Убить пересмешника»)? Я бы даже посоветовал познакомиться с Куртом Воннегутом и прочесть его книги «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Колыбель для кошки». Да мало ли интересной и полезной душе литературы! Было бы желание читать.

Давно хочется отправиться в крестный ход, но останавливает страх за свое здоровье. Вдруг сердце прихватит или давление подскочит, ведь нагрузка на организм во время переходов достаточно большая. Стоит ли рисковать? Обязательно ли каждому православному христианину хотя бы раз в жизни поучаствовать в крестном шествии?

— Если бояться волков, то в лесу делать нечего — это давно известно. Конечно, серьезно больным людям в большой крестный ход лучше не ходить. Да и едва ли больному придет в голову такая идея. Тем более что никакой обязанности у православных людей по участию в крестных ходах нет. Но есть духовная потребность. И ее следует реализовать.

Вообще, крестный ход — это священнодействие. Его назначение и цель — торжество веры Христовой, возбуждение в сердцах участвующих и окружающих святых чувств благодарности, смирения, великой радости о Христе. Святыня, которая выносится из храма, будь то святые мощи, крест и Евангелие, освящает собой все в нерукотворенном храме Божием — в храме природы. Так поддерживается и развивается в человеке дух веры и благочестия. В древние времена христиане совершали крестные ходы в знак благодарения Господу за одержание победы над врагами, избавление от эпидемий, землетрясений, засух, наводнений, вражеского нашествия, при перенесении святых мощей, освящении храмов. Сегодня крестный ход чаще всего — проявление нашей радости по поводу того или иного события и желание, чтобы к радости этой приобщились многие верующие и неверующие. Они не просто идут, они — молятся. И Господь слышит их молитву, потому что эта общественная молитва — искренняя.

А сомнения: пойти-не пойти — надо преодолевать. Помните, что сказал Христос кровоточивой женщине, которая прикоснулась к Его одежде? Все думали, что Он ее укорит за это, а Христос, напротив, поощрил: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова…» (Мф 9:22). Это и нам наука.

Во время отдыха на заграничных курортах туристам часто предлагают посещение общехристианских святынь. Причем экскурсию часто проводит светский гид, туристы едут в шортах и футболках, в неподобающем для паломничества виде. Стоит ли отправляться в такую поездку, принесет ли она пользу?

— Разумеется, в туристической поездке трудно иметь вид паломника — слишком уж разные у этих поездок цели. Но что делать, если предлагают туристам посетить святыни? Думаю, что надо соглашаться. Может быть, другой возможности и не представится. Едва ли даже и у туриста в гардеробе нет ничего, кроме футболки и шортов. В подобающий вид себя привести все же можно. Уверен, что святитель Николай не обидится, если вы, будучи в Турции, посетите Миры Ликийские без платка на голове. Главное же то, что в сердце. Так ведь?

Моему сыну 11 лет. Очень переживаю, что ребенок напрасно потратит время летом, не расширит свой кругозор и не приобретет нужного для жизни опыта. Думаю отправить его на некоторое время трудником в монастырь. Как вы к этому относитесь?

— «Трудником в монастырь» — звучит серьезно, особенно применительно к одиннадцатилетнему отроку. Конечно, лето — это каникулы, отдых! Любому человеку это нужно, а детям особенно. Они не тратят время напрасно, это нам порой так кажется. Но и отдых, безусловно, бывает разный. Да разве плохо, если мальчик поедет вместе с вами в монастырь и вы вместе потрудитесь во славу Божию? Главное, чтобы этот труд был осознанным и в радость. Ведь ребенок, в противном случае, может запомнить эту поездку со знаком минус. Так что все зависит от вас.

Молодежь увлекается экстремальными видами спорта и туризма. Как к такому отдыху относится Церковь?

— А почему Церковь как-то должна к этому относиться? Если человек, занимаясь экстремальными видами спорта, не отключает разум, тогда он в состоянии и помолиться, и прибегать к таинствам, исповедоваться, каясь в своих грехах и стараясь исправить некоторые наклонности в своей душе, в характере. Да, сейчас молодежь увлекается таким туризмом — дайвинг, вейкбординг, набирает популярность каякинг (гребной слалом, родео). Что тут удивительного? На то она и молодежь, естественно, молодые хотят действия, риска. Альпинизм давно стал популярен, он и опасен, конечно. Здесь нужны специальная подготовка, здоровье, определенные черты характера. Но мужчина не может стать мужчиной в тепличных условиях. Есть и менее опасные виды такого туризма. Например, рафтинг — спуск по горной реке на каноэ или специальных плотах. Или джайлоо-туризм — это жизнь в настоящих кочевых условиях — в юрте с чабанами и тому подобное. Многим нравится. И я уверен, что это никак не мешает молитве, а может быть, даже и способствует богопознанию, ведь Господь не только под крышей храма, Он везде.

Беседовала Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.