Немало за последнюю четверть века восстановлено и возведено храмов в Нижнем Новгороде. Среди них архитектурные шедевры, памятники древней истории, блистающие убранством, славные святынями. Но есть среди них один, имеющий для нашего города совершенно особое значение. Церковь Живоначальной Троицы в Высокове. Возведенная в начале XIX века, своими корнями она уходит в куда более стародавние времена. Храм был соборным для села, ныне входящего в состав Нижегородского района Нижнего Новгорода, и воздвигнут взамен старой деревянной церкви.
Судьба Высокова и его храма — часть истории древнего Нижнего Новгорода, да и всей православной Руси. Село было основано в XIV столетии на землях местного Печерского монастыря, игравшего значительную роль в распространении христианской веры среди народов Поволжья.
Основную часть населения здесь составляли разного рода умельцы: рыбаки, неводчики и кормщики, солодовники и каменщики, выполнявшие для монастыря самые различные работы. Жизнь их редко проходила в мире и благоденствии. Неоднократно село разоряли монголо-татары и ногайцы, оно страдало во время больших и малых смут, восстаний коренных народов Поволжья, подстрекаемых языческими жрецами. Нападавшие поджигали храмы и дома, а жителей убивали или уводили в плен. В 1549 году архимандрит Печерского монастыря жаловался царю Ивану IV (будущему Грозному), что у них «в Нижнем Нове городе село Высоково з деревнями все пусто от казанские войны: люди побиты, иные в полон поиманы, дворов нет и пашни не пашут». После этого обращения Печерский монастырь получил от царя не только право в течение 10 лет не платить податей, но и богатые вклады деньгами и землями.
Возрождение монастыря продолжилось с воцарением в 1613 году Михаила Федоровича Романова. Попечением настоятелей восстанавливалось и Высоково. В 1636 году на месте старой, обветшавшей церкви срубили новый храм. Для возведения других нижегородских церквей высоковские ремесленники делали кирпич.
В 1672 году первый Нижегородский митрополит Филарет (1672–1686) устроил в селе свою летнюю резиденцию. С тех пор в Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки, в том числе Питирим (1719–1738), Дамаскин (1783–1794), Макарий (1879–1885) и другие. Храм в их бытность там становился кафедральным. Каждый из владык вносил свой вклад в его благоустройство и украшение.
В 1801 году, в исполнение указа Синода о строительстве впредь вместо обветшавших или сгоревших храмов исключительно каменных зданий и обязательно по проектам дипломированных архитекторов, епископ Вениамин указал выстроить вместо одной из обветшавших церквей села Высокова новый каменный храм. Планы-фасады здания он заказал губернскому архитектору Ивану Межецкому.
Для проекта архитектор использовал известный с середины XVII столетия храмовый тип «корабль» — с осевым расположением алтаря, моленного зала, трапезной и колокольни над главным западным входом. В 1815 году храм был освящен в честь Живоначальной Троицы нижегородским епископом Моисеем (1811–1825).
Кто бы мог предположить тогда, что этому «кораблю» суждено будет стать единственным местом спасения многих тысяч верующих, настоящим «ноевым ковчегом» в океане воинствующего безбожия и гонений! В советское время храм был закрыт всего на 2,5 месяца, открывшись на 40-й день войны. В 1942 году городская Троицкая церковь оставалась единственной действующей на большой территории города Горького и ближайших к нему поселений, а число ее прихожан превышало 5000 человек.
В первые годы войны Троицкий храм был единственным центром религиозной жизни горьковчан. Именно здесь служил новый архиепископ Сергий, здесь он собирал пожертвования для фронта. Всего за войну приход храма отправил на нужды фронта не менее шести миллионов рублей. Из девяти миллионов, собранных в целом нижегородскими верующими, во многом благодаря митрополиту Горьковскому и Арзамасскому Сергию (Гришину), который возглавил Горьковскую кафедру в 1942–1943 годах.
Настоятель церкви и благочинный города протоиерей Александр Архангельский был правой рукой архипастыря во всех его начинаниях и лично пожертвовал на нужды фронта 200 тысяч рублей собственных сбережений. Средства были направлены на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской» и авиаэскадрильи «Александр Невский».
Узнав об этом, Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал: «Браво, Нижний Новгород. Не посрамили Мининскую память. Бог всех вас да благословит». Сохранилось и благодарственное письмо Сталина архиепископу Горьковскому и Арзамасскому Сергию, председателю и членам православной общины Высокова.
В 1943–1974 годах церковь в Высокове вновь, как когда-то, имела статус кафедрального собора. Стоит заметить, что храм был вновь открыт не только в связи с ослаблением гонений на Православную Церковь в начале Великой Отечественной войны, но и активным ходатайством прихожан. Ждановский райисполком города Горького, рассмотрев заявления «граждан верующих о предоставлении помещения для отправления религиозных обрядов», решил предоставить им помещение Высоковской церкви, а ведь до этого «по просьбам населения» храм едва не превратился в рабочий клуб. Немало мужества нужно было проявить прихожанам, чтобы подписать подобное обращение! Так вера спасала людей, помогая выстоять в тяжелейших испытаниях, а они, в свою очередь, спасали ее от окончательного удушения.
Евгения Карезина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.