С 22 по 25 января 2019 года в Москве пройдут XXVII Международные Рождественские образовательные чтения. Разговор на форуме пойдет о старшеклассниках и студентах, юных представителях умственного труда и рабочих профессий, еще о молодых папах и мамах… В общем, обо всех, кого принято называть молодежью и от кого зависит, как в недалеком будущем будут жить люди в той части земли, которая называется Россией. А сегодня мы беседуем с исполняющим обязанности председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви протоиереем Кириллом Сладковым.
— Отец Кирилл, тема предстоящих Международных Рождественских чтений — «Молодежь: свобода и ответственность». Почему она обозначена именно так?
— Святейший Патриарх Кирилл в своих выступлениях не раз подчеркивал особую важность молодежного служения. Мне кажется, юный возраст — это как раз тот период в жизни, когда ты уже чувствуешь некую свободу, принимаешь самостоятельные решения, но вслед за этим приходит и первый опыт ответственности. И он не всегда может оказаться положительным! Ведь это ты сам выбрал, сам решил, а потом ситуация раскрылась совершенно неожиданным образом, не всегда приятным.
Вообще же тема свободы — это ключевая тема христианства! Господь сотворил нас со свободной волей, способностью к самообладанию и контролю над собственными желаниями. Человека, зависимого от своих страстей, апостол Павел называет рабом: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (Рим. 7: 15, 19, 23).
— Сейчас большое влияние на формирование мировоззрения молодежи оказывают телевидение и интернет, которые кроме донесения полезной информации могут и размывать духовно-нравственные ориентиры. Почему их влияние столь велико, и что можно предпринять, чтобы сохранить юную душу?
Мы живем в компьютерную эру, пространство интернета больше не отделимо от реальности. В интернете есть как положительные примеры, так и отрицательные. Это уже мы решаем, как использовать их — на пользу или во вред, рассматривая в контексте темы нашей беседы — свободы и ответственности. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12). В интернете много разнообразных православных и патриотических материалов, фильмов, публикаций. Мы можем выбирать самое интересное из множества. Не интернет виноват, что подросток выбирает что-то запретное, что взрослые люди вовремя не подготовили чадо к возможным соблазнам.
Что можно предпринять? Во-первых, проводить с подростком больше времени. Бездушная компьютерная игра не выдержит конкуренции с живым и добрым общением. Во-вторых, родитель или просто авторитетный взрослый должен быть интересным. Общаться без назидания, подавать какие-то идеи, увлеченно наблюдать за деятельностью юноши или девушки, спрашивать их мнение по одному или другому вопросу. И тогда они будут спрашивать не у Google, а у вас!
— Всевозможные электронные средства связи в наше время получили широкое распространение. Новые технические возможности открывают невероятные горизонты для общения людей. В том числе и Церковь призывает православных миссионеров к проповеди в социальных сетях, рекомендует осваивать видеоблоги и т. д. Насколько это действенно? И разнятся ли, на ваш взгляд, плоды виртуальной проповеди и живого межличностного общения?
— «Социальные сети — это такая же реальность нашего времени, как телевидение или радио. Ошибкой будет пренебрегать этой реальностью» — эту позицию Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл озвучил на Архиерейском соборе в 2017 году. Мы не можем отрицать того, что социальные сети и интернет в целом являются той платформой, где молодежь получает информацию и активно общается. Молодежь живет сейчас в соцсетях, и мы должны нести слово Божие туда, где есть молодые люди. Но, безусловно, проповедь в интернете не может заменить живого общения между молодыми православными людьми или диалога между духовником и его духовным чадом.
— Русская Православная Церковь уделяет работе с молодежью много внимания. Во многих епархиях под руководством глав епархиальных отделов сложились сплоченные коллективы молодых людей — инициаторов епархиальной молодежной работы и организаторов крупных проектов. Но в своем докладе на Архиерейском соборе 2013 года Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Организуя работу молодежных объединений, мы порой используем принципы, применяемые общественными молодежными организациями. Если мы будем ориентироваться преимущественно на светскую методологию работы с молодежью, мы поставим себя в один ряд с нецерковными молодежными организациями, превращаясь в их конкурентов». Где грань? Как не стать «правсомолом» (это слово я увидела недавно в интернете, так саркастически было названо православное молодежное объединение).
— Возможно, в 2013 году действительно существовала опасность скатиться в формализм. Но прошло пять лет. Те активисты, которые ведут сейчас работу с молодежью, сами уже не застали комсомол. Они выросли в 90-е и нулевые, они придумывают много своих авторских программ, оригинальных подходов и интересных решений. Современный молодой человек не потерпит никакой формальности, уйдет сразу!
Я не разделяю работу на светскую методологию и церковную. Молодежь многослойна и многогранна. Вот молодой человек, абитуриент, ему 17 лет — у него одни вопросы, одни задачи. А вот молодой мужчина, которому 29, и он уже стал отцом, но все еще продолжает являться молодежью, у него иные задачи. А вот этот молодой человек — он, допустим, байкер и работает в автосервисе, а по выходным алтарничает в храме — у него совершенно другие вопросы. И к каждому, каждому человеку нужно найти свой индивидуальный подход. Конечно, мы обобщаем опыт, создаем такую копилку, но она будет работать только если будет непрерывно обновляться и актуализироваться. Безусловно, мы можем почерпнуть из методологии светских объединений положительные аспекты, взять на вооружение методы, адаптировать их…
Что касается конкуренции, я считаю, что она невозможна со светскими нецерковными молодежными организациями. Их цель — это организация досуга или развитие определенных навыков у молодых людей, но никак не духовное воспитание. Цель же православного объединения — открыть для молодых людей Господа Бога, а все виды активности служат только способом достижения этой цели. А большая часть общего времяпрепровождения предполагает совместный труд.
— С 30 июля по 3 августа в Вильнюсе проходил Форум православной молодежи Европы. Вы, отец Кирилл, были его участником. Скажите, есть ли особенности в работе с молодежью, которую проводит Русская Церковь за рубежом? Или, может быть, существуют даже коренные отличия от той, что ведется в нашей стране?
— Конечно, жизнь и работа в среде, где большинство — люди других конфессий, вносит существенные коррективы во всю деятельность молодежной общины. И православные там — религиозное меньшинство. Однако это задает и определенную ответственность — быть лучшим представителем христианства! Инициатив у европейской молодежи много, они более умело интегрируются в муниципальные и государственные программы, взаимосвязь со светскими миром больше регламентирована. В малых общинах больше друг друга ценят, теснее связи. В Вильнюс съехались чуть более 50 человек, но среди них были представители 15 стран! А сам форум был направлен на повышение профессионализма, обмен опытом и получение новых знаний о работе с молодежью, что сейчас очень востребовано.
— «Кто я?», «Для чего живу?», «В чем смысл жизни?» — часто ли вообще, на ваш взгляд, современные молодые люди задают себе подобные вопросы? И как бы вы охарактеризовали современного молодого человека в целом? Его основные черты, достоинства, недостатки?
— Такие вопросы были и будут свойственны молодежи. И они должны быть! Вопросы стимулируют нас на поиск ответов. Давление неразрешенных вопросов очень тяжело, оно заставляет нас вновь и вновь возвращаться к открытой теме. И надо периодически предлагать молодому человеку новые идеи для раздумий, потому что они как ничто иное развивают личность и приводят к сознательному отношению к вере.
Чтобы плодотворно работать с молодыми людьми, надо хорошо понимать их устремления и мотивы поведения. Заблуждением будет ориентироваться на себя и свой совсем недавний опыт юности. Новое поколение 17-летних — другое, даже в сравнении с теми, кому сейчас 25. Основные черты, которые им присущи, это гедонизм, поиск социальной популярности, отождествление счастья с успешностью. Сейчас в моде «ботаники» — модно быть умным. Модно заботиться о здоровье, и это здорово! Что мне особенно нравится, сейчас молодые люди не противопоставляют себя родителям, они стали их лучше понимать! Это поколение ценит коммуникабельность, при этом больше не важны списки любимых фильмов или книг, нет ярко выраженных субкультур, а больше всего они боятся сделать неправильный выбор. Вот мое видение современного молодого человека.
Текст: Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.