Господь приводит к себе разными путями, через разных людей. А как многие представляют себе православного проповедника? В возрасте, с бородой, морщинки на лице. Но зачастую молодое поколение приводит к вере и сверстников, и людей постарше. Перед вами истории тех, кто оказался рядом с юными, иногда даже невольными, миссионерами и обрел сокровище, которое называется православной верой.
Елена Сапронова выросла в обычной советской семье. Тема религии была здесь не то что бы под запретом… Ее как таковой не было. Правда, маленькая Лена помнила, что на Пасху в доме вкусно пахло куличами, а на столе появлялись крашеные яички. Но ни о Боге, ни о храме речей не велось, все это дань традиции да и только. Просто одна из бабушек была верующей. Когда девочку привозили к ней в деревню, она брала ее в храм. Однажды четырехлетняя девчушка сказала маме: «А меня водили в музей». «Какой музей в деревне?» — удивилась та. И дочка рассказала про большой красивый дом и картины, которые украшали там стены. Это было первое знакомство с церковью.
Потом была школа, пионерия и комсомол — обычная жизнь девочки, рожденной в СССР. Лена не была настроена против храмов и священников. Просто они в этой ее городской жизни не встречались. Это была какая-то параллельная реальность. Даже когда детство кончилось и началась юность.
К тому времени закончился и век советского государства. Непростое было время, зато вдруг стали открываться храмы, хотя Елена этого не знала, не замечала, она же жила в параллельном мире…
Вышла замуж, родила сына. Но если в сказках, как правило, свадьбой все заканчивается, то в жизни с нее все только начинается. У Елены семейная жизнь сначала ладилась, а потом… С мужем они развелись, когда сыну пришла пора идти в школу. Лена чувствовала, что теперь должна вкладываться в сына изо всех сил. И за себя, и за отца. Тем более мальчика растит, мужчину. А где взять сил и мудрости молоденькой хрупкой женщине?
Тогда в Сормове открывалась православная гимназия, шел первый набор. И Елена почему-то записала туда Сашу. Чувствовала, что здесь что-то хорошее, что здесь его научат отличать добро от зла, не дадут пойти по кривой дорожке.
Учеба сына стала производить неожиданное для нее самой действие. Как Саша каждое утро поднимался по школьным ступеням, так и она вслед за ним стала делать первые шаги к духовному совершенствованию. Она помогала ему делать уроки — и открывала для себя удивительный мир православия. Учила церковнославянский язык, названия праздников, каждое воскресенье вместе с классом старалась бывать на литургии.
Очень непросто шла к первому причастию. Долго осмысливала, не решалась, потом с трудом подбирала слова, когда писала на бумаге свои грехи. И потом первое необъяснимое, незабываемое ощущение присутствия Бога в твоей жизни, живого Бога, который сподобил причаститься Своего Тела и Крови.
А Саша поет на клиросе, алтарничает. И хочет стать священником. Он уже окончил школу и только-только стал первокурсником Нижегородской духовной семинарии.
Марина Гребенщикова — мама двоих замечательных сыновей, куратор Сормовского благочиния по молодежной работе, «сормовская пчелка». Добровольческое движение «Сормовские пчелки» известно многим в Нижнем Новгороде и за его пределами.
Но еще год назад Марина и не предполагала, что будет этим заниматься. Она вообще не знала, что есть какая-то православная молодежь, и слово «волонтеры» слышала только мельком. Но именно волонтеры и, как бы это странно ни звучало, интернет, социальные сети стали ее проводниками в мир веры.
Правда, крестилась Марина несколько лет назад, когда ждала первого ребенка. Была сложная ситуация со здоровьем, и она решила, что все-таки без этого нельзя. Потом крестили старшего сына, затем — младшего. Марина понимала, что это правильно, но ей даже в голову не приходило пойти в воскресенье в храм, об исповеди и причастии и речи не было. Покрестили, и ладно.
Но однажды потребовалось что-то купить детям в церковной лавке неподалеку от дома. И тут обнаружилось, что магазин переехал. Но куда? Как современная женщина, Марина отправилась на поиски в интернет. Тут-то на одном из сайтов она и обнаружила в уголке ссылку на православную молодежь Сормова. Открыла. И оказалось, что ее ровесники, такие же молодые люди, как она, живут очень интересной жизнью. Это было удивительно! В ее представлении православные — в основном бабушки, за небольшим исключением. А тут столько молодых счастливых лиц…
Захотелось быть к этому причастной. Тем более она же в декрете, свободное время есть. Как раз «пчелки» приглашали волонтеров помогать на празднике Святой Троицы в Копосове. Когда шла туда, думала: «Примут ли? Я ж ни молитв не знаю, ни в церковь не хожу. Наверное, я буду там чужая». Оказалось, что настолько своя, что через полгода она возглавила молодежное движение.
Волонтеры были как одна семья, эти юные миссионеры, не подозревающие, что в тот момент, когда стояли живой цепочкой в храме, раздавали кашу на полевой кухне, они для Марины Гребенщиковой были всеми апостолами сразу. Она и сама поняла это позже. Здесь было и строго, и весело, и трудно, и бесконечно легко — ей тут понравилось. Вскоре молодая мама пришла в первый раз на Пасхальную службу, а после нее вылетела из храма как на крыльях. Было необъяснимо хорошо. Она поняла, что тут, в Церкви — что-то важное, главное. Прибежала домой, позвала мужа, собрала детей в охапку — и опять в храм.
Теперь без Церкви она себя не мыслит. И сама старается расти духовно, и, по мере возможности, миссионерствовать. Как? Рассказывая в тех же соцсетях о том, как живет православная молодежь.
А еще в своем родном райцентре старается объяснить одноклассникам и другим знакомым, почему она оставила престижную и более денежную работу и пришла в благочиние. Многие понимают. Кстати, Марина и здесь щедро делится с местной молодежью опытом, накопленным в «Сормовских пчелках», чтобы и тут как можно больше людей находили дорогу к храму.
Текст: Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.