На правой стороне Ивановского съезда нижегородские археологи уже второй месяц ведут интенсивные раскопки. В результате было обнаружено кладбище XVII века, принадлежавшее древнему Симеоновскому монастырю, а также фундамент и стены построенной на его месте, а затем взорванной в 1928 году церкви в честь преподобного Симеона Столпника. В скором времени на этом месте Нижегородская епархия воссоздаст утраченный храм. Восстанет из пепла еще одна церковь кремля из четырех утраченных после революции.
Спускаясь по Ивановскому съезду к одноименной башне, посетители кремля невольно замедляют шаг и с любопытством заглядывают за ограждение, на которое прикреплена фотография воссоздаваемой церкви. За ограждением — площадка раскопа, бытовка для рабочих, помещение для обработки археологических находок. На раскопе идет неспешная, на первый взгляд, работа. Торопиться в таком ответственном деле, как снятие культурных слоев, прикосновение в прямом смысле к истории, категорически нельзя. Не случайно свои работы на объектах истории, где запланировано в скором времени строительство, специалисты именуют спасательными. Спасают место, на котором в течение столетий совершалась молитва, где погребены наши предки, где возраст находок относится аж к XIII веку — началу основания Нижнего Новгорода.
— Наша задача — раскопать материалы истории и ввести их в научный оборот, чтобы не потерять безвозвратно свидетельства ушедших эпох, — объясняет руководитель археологической экспедиции, кандидат исторических наук Николай Грибов.
Под фундаментом церкви
По количеству находок, в особенности погребений, история этого места оказалась богатой. Под фундаментом каменной Симеоновской церкви археологи обнаружили некрополь древнего монастыря. Стали расчищать культурные пласты… и пошли захоронения, одно за другим. На разведочном шурфе в 10 квадратных метров оказалось 4 яруса погребенных, а на основной площадке в 130 квадратных метров погребения идут уже в шесть-восемь ярусов. К настоящему времени археологи вышли уже на 276 е погребение. Никто не ожидал встретить такую интенсивность захоронений.
— Среди погребенных — мужчины, женщины, подростки, дети, даже грудные младенцы, которых, кстати, очень много. По всей видимости, в XVII веке кремлевская территория была престижной. Вероятно, благодетели Симеоновского монастыря получали возможность хоронить своих родных и близких в некрополе. Эти захоронения, полагают археологи, связаны с теми лицами, о которых упоминает Писцовая книга Нижнего Новгорода. Сколько их будет на этом участке, мы даже предположить не можем. Настолько часто они идут.
Объект, по оценке специалистов, сложный и требует для исследования много времени и рук. Помощники стянулись из Москвы, Чебоксар, Йошкар-Олы и Нижнего Новгорода. Константин Корнеев, выпускник исторического факультета ННГУ, имеет богатую биографию раскопщика. Однако за восемь лет впервые участвует в раскопках захоронений. Говорит, к этой деликатной работе особые требования.
— В основном мы копаем лопатой, а здесь работаем совком, кистью и ножом, — объясняет историк. — И хотя работать на некрополе сложнее, помогает осознание научной ценности нашей работы: мы изучаем средневековое кладбище, находим останки нижегородцев XVII века, их потом изучают антропологи, узнавая, как жили наши предки: чем питались, чем болели, как выглядели, до скольких лет доживали. Кроме того, здесь собираются возрождать церковь, и потому кладбище будет снесено, но благодаря нашей работе останки наших предков будут не выброшены, а с почетом перезахоронены.
Очертания старинного храма
Изначально древняя Симеоновская церковь была деревянной и стояла в черте мужского монастыря. Впервые обитель упоминается в Сотной грамоте 1621–1622 годов. Когда и кем она была основана, историки не имеют единого мнения до сих пор.
После большого пожара 1715 года, уничтожившего храм и все деревянные постройки монастыря, это место пустовало. Вновь Симеоновская церковь была отстроена уже в камне спустя почти три десятилетия. Фундаменты каменного храма были заложены на месте монастырского некрополя. За 28 лет после пожара, что равно жизни одного или полутора поколений того времени, нижегородцы о существовании большого некрополя, видимо, позабыли.
Сложенный в кирпиче в 1743 году Симеоновский храм претерпел перестройки. В середине XIX века перестроили и колокольню. С 1769 года церковь служила храмом Нижегородского гарнизонного батальона, с 1826 по 1836 годы находилась в военном ведомстве, а далее, повелением Николая I, храм перешел к единоверцам вместо Свято-Духовской церкви при Губернаторском доме.
Каменный Симеоновский храм был взорван в 1928 году, затем спустя несколько десятилетий площадка, где он стоял, была спланирована, благоустроена, и участок утратил все следы существовавшей церкви. В результате нынешних раскопок были обнаружены остатки взорванного храма, двух его стен: южной (от нее сохранились фундаменты) и северной (хорошо видна рядом с ясенем). Бывшая на этом месте церковь теперь имеет различимые очертания.
Фиксировать и описывать
Пока молодые люди аккуратно снимают слои земли и очищают кистью находки, одна из женщин держит в руках лист бумаги и, словно художник, глядя на натуру, тщательно зарисовывает в свой альбом костяк. Из разговора с ней выяснилось: согласно методике археологических исследований, на раскопках нужно все очень тщательно фиксировать. Каждое погребение зачерчивается (все видимые косточки), фотографируется и снабжается вербальным описанием.
— Важно показать, как лежит костяк, как расположены голова, кости рук, ног, таза, — рассказывает сотрудник института археологии РАН Наталья Иванова. После фиксации погребение разбирают, косточки тщательно моют и отдают антропологу на исследование, чтобы определить возраст, пол и болезни погребенных. После всех процедур человеческие останки будут переданы епархии для перезахоронения на одном из кладбищ Нижнего Новгорода.
О чем помнит кремлевская земля
Территория кремля — древнейшая часть нашего города, и каждая пядь этой земли, если ее поднять, может открыть нынешним нижегородцам много интересного. В материалах находок, обнаруженных на месте древнего Симеоновского монастыря, найдены следы жизни нижегородцев начиная с XIII века.
— До основания монастыря на этом месте была жизнь, — рассказывает Николай Грибов. Об этом свидетельствуют находки XIII, XIV и XVI веков. Среди находок XVI века — керамика, краснолощеная русская посуда, предметы быта: фрагменты удила, керамических рыболовных грузел, кости животных из кухонных отбросов того времени, шлак, одним словом, хороший бытовой слой, который в XVII веке прорезают погребения Симеоновского некрополя. С большей степенью вероятности, эта территория изначально находилась за границей средневековых укреплений, до стен и башен кремля.
В средневековом слое (XIII–XIV века) — фрагменты стеклянных женских браслетов, характерное древнерусское женское украшение, которое повсеместно распространено в древних русских городах. Встречаются фрагменты кашинных сосудов и украшений, привезенных с Востока. Они сделаны из особого материала под названием «кашин», которое произошло от названия города Кашан в Иране, где было налажено производство посуды из кашина — смеси кварцевого песка, извести и других клеящих элементов. Они покрывались стеклянной поливой, обжигались и приобретали твердость. Есть среди находок этого времени и монеты, к примеру, средневековая пула середины XIV века, медная монета Золотой Орды, чеканившаяся в XIII–XV веках.
Огромный пласт находок связан с некрополем Симеоновской обители, он в основном представлен нательными крестами, которых на месте погребений очень много.
— Кресты выполнены в стилистике барокко XVII века, который отразился в мелкой христианской пластике, — поясняет Николай. — Кроме крестов мы обнаружили детали печного изразцового набора, им была украшена печь в деревянном Симеоновском храме, который сгорел в 1715 году. Полихромная рельефная стилистика набора связана с периодом второй половины XVII столетия. Скорее всего, они были сделаны местными умельцами из Балахны.
История кремлевских храмов начинает оживать, а вместе с ней и неизвестные страницы нижегородской старины. Благодаря труду археологов, которые проводят на раскопках сутки напролет, наружу выходят пласты жизни, нашего духовного и культурного достояния.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.