Почитание святых — одна из важных основ нашей веры. С первых времен христианства и до наших дней они проходят своим путем, озаряют для нас, не святых, духовный путь. Праведные и преподобные, странники и юродивые, бессребреники и милостивые, мученики и исповедники… Почему же в деле нашего спасения нам трудно обойтись без святых помощников, чему нас может научить их опыт построения жизни по заповедям Христа? Беседуем с клириком храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиереем Владимиром Гофманом.
— Святость — особое качество, присущее Богу. Мы читаем молитву: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», называя Бога святым, потому что единственно Он абсолютно свят. Но мы называем святыми и людей, хотя знаем, что нет человека без греха. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). Как же так? Святым человек называется по причине его причастности Всесвятому Богу, в силу соединения с Ним, соучастия в Его всесовершенной Жизни. Да, человек грешен, но святость христиан — не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху. Митрополит Сурожский Антоний говорил: «Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом».
— Болезни и беды, выпадающие на долю человека, не всегда являются следствием грехов. Пример тому — многострадальный Иов. «Более того, — писал ученый и богослов Николай Пестов, — слабое, болезненное состояние тела типично для носителей высокого духа». Мы почему-то считаем болезнь наказанием и часто задаем вопрос, за что. Но святые вовсе не считали болезни наказанием, и вопрос лучше задать — «для чего?» Сами же святые отвечают так: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше» (святитель Григорий Богослов). «О, болезнь, горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо» (святитель Тихон Задонский).
— Христос говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк 5:32). И к святости Он призывает всех без разбора: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный…» (Мф 5:48). Но не все слышат Его слова, не все стремятся к совершенству. Но это уже дело личной свободы человека.
В житиях некоторых святых: Иоанна Предтечи, святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского — читаем, что они были избраны Богом, отмечены Им еще от утробы матери. Почему некоторые люди изначально наделяются духовными дарами, и как эта печать избранничества в будущем влияет на их жизнь? Нет ли здесь нарушения свободы их воли (получается, путь святости предопределен)?
— Человек изначально сотворен свободным. Этой свободы никто не отнимает у человека, даже Бог. Господь каждого из нас призывает к спасению. Одни избирают путь, указанный Им, другие этот путь отвергают. Но Господь, как Творец, знающий будущее, имеет право над тварью. Для определенных целей Он избирает носителей Духа. Так Он избрал апостолов. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин 15:16). Всех призывая к святости, Он все же кого-то призывает более настойчиво, в то же время не ограничивая свободы выбора, избранный может не пойти по указанной дороге. Как поступить с данной Богом благодатью, решает сам человек. Разве не сам сделал выбор избранный когда-то Христом Иуда? Или Петр, трижды отрекшийся? По собственной воле апостол Петр раскаялся, а Иуда-предатель — нет. «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф 20:16). А кого Он изберет и почему — это не человеческого ума забота.
— Подвиг сегодня понимается как героический поступок. Но в христианстве это не так. У христиан подвиг — это изменение себя, отстранение от греха, направление души и всех поступков к Богу (теосис — обожение). В этом, пожалуй, можно найти отличие подвига древних, готовых на медленное продвижение навстречу Богу, от современных святых, многие из которых прославлены именно за подвиг героический (замучены, расстреляны и т.д.). Но понятно, что и в древности было множество мучеников, как и сейчас есть подвижники, совершающие медленный подвиг обожения. Думаю, что здесь не стоит искать различия. Дивен Бог во святых Своих. И в жизни каждого христианина есть место для подвига — того или иного.
— Абсолютно никакого. Можно даже предполагать, что на небе во много раз больше святых у Престола Божия, чем числится в наших святцах. Причисление к лику святых на земле — лишь свидетельство святости того или иного человека. Но святости всех мы и знать-то не можем. Что-то открывается со временем, а что-то остается для нас в тайне, известной лишь Богу.
— Во всем нужна мера. И святые места надо посетить, и у святынь помолиться. Но не нужно делать это смыслом спасения души. Господь присутствует в каждом храме, где совершается Евхаристия. Об этом следует помнить. И жития святых читать, но и другие книги. Христианство не закрывает человеку мир, но открывает его во всем многообразии, через призму особенную — через Христа.
— Практика эта не новая. Просто сейчас появилось больше возможностей доставить святыню в безопасности и сохранности в любой уголок на земле. Очень хорошо, если у этой святыни, чудотворной иконы удастся помолиться. Но, опять же, делать из этого что-то сверхъестественное, придавать особое значение не стоит, иначе это легко может превратиться в языческое отношение к святыне. Надо помнить: не икона нас спасает, а тот, кто на ней изображен. Нашу молитву Господь слышит всегда и везде. При одном условии — чтобы она была искренней и направлена на спасение души. Такой же должна быть молитва и у чудотворной иконы. В противном случае даже здесь Господь ее не примет.
— Примеры святых говорят о том, что святости можно достичь везде, было бы искреннее желание и твердая воля.
— Есть много душеполезного в житиях святых, но немало и надуманного в угоду жанру. Жития составлялись очень давно — для людей с определенным кругозором и развитием, порой и читать и писать не умеющих. Так что зерна от плевел отличать надо учиться. Жизнеописания современных святых пока не прошли проверку временем, изложение содержания оставляет желать лучшего. Но это не значит, что их не надо читать. В древних житиях много «сказочных» образов, в современных, напротив, преобладают бытовые детали, почти нет «чудесного». Так или иначе, любую литературу нужно уметь читать, пропуская через сердце и голову тоже. И тогда будет польза.
Беседовала Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.