Приняв монашеский постриг в 26 лет, он будет ревностно исполнять свои пастырские обязанности. Еще при жизни святитель Тихон снискал себе народную любовь, будучи епископом Люблинским и викарием Холмско-Варшавской епархии, затем служа в православной Америке, где и поныне его именуют апостолом православия, а затем на Ярославской кафедре, в Виленской и Литовской епархиях.
В тяжелейшее для России время, когда решалось будущее Русской Православной Церкви, на открывшемся 15 августа 1917 года соборе был поднят вопрос о восстановлении Патриаршества. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
Избрание Патриарха проходило в два этапа. После тайного голосования определились три кандидата, получившие наибольшее число голосов. 18 ноября состоялась процедура жеребьевки: в Храме Христа Спасителя старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий перед Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из Успенского собора.
Для подъема в народе религиозного чувства по благословению Патриарха Тихона устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Он безбоязненно служил в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923-го находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов.
Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.
«Христианское учение всегда было чуждо духа мечтательности, — писал он. — Оно тем и отличается от разных утопических теорий, что ясно различает идеал и действительность и, указывая человеческим стремлениям конечную цель в идеале, в то же время никогда не теряет из виду и действительности. А в этой-то действительности и невозможно полное осуществление идеального счастья».
До современников дошли сочинения Предстоятеля «О подвижничестве», «О лице Господа нашего Иисуса Христа». «Чтобы в совершенстве начертать лик Христа, для этого нужно иметь внутреннее духовное сродство с Ним (отсутствием этого сродства и объясняется неудача попыток Штрауса, Ренана); мало того: нужно самому стоять нравственно на бесконечной высоте, нужно составить един дух с Ним, нужно, чтобы Христос всецело изобразился в нас: в нашем уме, чувстве, во всей нашей жизни», — наставлял святитель в своих сочинениях. И сегодня они будут интересны и полезны не только тем, кто своим художественным талантом хочет послужить Церкви, но и всем верующим.
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.