Впервые я заметила их 19 августа прошлого года на торжествах в честь 200-летия карповского храма в честь Преображения Господня. Во время крестного хода статные мужчины, выстроившись в два ряда, несли, высоко подняв, хоругви и большую старинную икону Преображения Господня в серебряной ризе. Именно после этого праздника, кстати, и началось воплощение в жизнь идеи по созданию общества хоругвеносцев в Нижегородской епархии.
Одеяния участников торжества: длинные синие кафтаны с галуном и бархатными обшлагами — очень меня заинтересовали. Я даже спросила у одного из участников молитвенного шествия, что означают их костюмы?
— Это реконструкция исторической формы православных хоругвеносцев XIX века, — был ответ.
Позднее я еще не раз видела их на разных православных празднествах, к примеру, на недавней торжественной встрече ковчега с частицей мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
Нижегородское Свято-Георгиевское общество хоругвеносцев было учреждено в 1889 году и получило название в честь 700‑летия со дня рождения святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода. В Нижнем Новгороде оно действовало с 1889‑го по 1923 год. А в наши дни по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия возрождается. Этот проект получил поддержку международного грантового конкурса «Православная инициатива».
Собрание единомышленников
28 октября в зале совещаний Спасо-Преображенской (Карповской) церкви состоялся круглый стол на тему «Сообщества хоругвеносцев: история и современность». Протоиерей Михаил Сторонкин, руководитель отдела культуры Нижегородской епархии и настоятель Карповки, открывая встречу, подчеркнул, что участникам общества предстоит большая работа, как научная, так и практическая, и пожелал всем крепости, мудрости и единомыслия на избранном пути.
Иерей Александр Калаганов разъяснил задачи участников общества: не просто нести хоругви, но и способствовать воцерковлению людей, а для этого необходимо и самим просвещаться в основах православной веры. По его словам, в ближайшее время для этого будет разработана специальная программа и начнутся занятия.
Председатель правления общества, историк-краевед Игорь Кузнецов вручил новым участникам удостоверения действительных членов Нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев и памятные знаки в честь его воссоздания (учредительное собрание общества хоругвеносцев прошло 21 апреля 2018 года).
С одним из вновь принятых хоругвеносцев по имени Олег я беседую в перерыве. Бывший военный, он пришел в храм в 1993 году, в особенно трудных для себя жизненных обстоятельствах. Чем чаще посещал дом Божий, тем больше хотелось приобщиться к вере самому и способствовать воцерковлению близких людей. К слову, в Нижегородское общество хоругвеносцев принимают обычно не сразу, а только после того, как человек попробует себя в деле и поймет, что оно ему и по плечу, и по душе. Как правило, хоругви доверяют носить не всем, от желающих требуются рекомендации клира или известных мирян, но в случае с Олегом Игорь Александрович отступил от этого правила. Перед началом крестного хода заболело сразу несколько хоругвеносцев, и он попросил помощи у верующих на литургии. Олег согласился помочь, успешно справился с задачей, и Игорь Александрович предложил ему продолжить это дело. И сейчас Олег — один из активнейших членов общества.
Изучая наследие
Игорь Кузнецов демонстрирует собравшимся изображения хоругвей, которые носили в Нижнем Новгороде во время крестных ходов в разные исторические периоды. Не все реликвии сохранились в запасниках Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (усадьба Рукавишниковых), но даже частично уцелевшие производят неизгладимое впечатление. Изображенные на шелке и холсте лики Спасителя, Пречистой Девы, святых угодников словно призывают заглянуть в глубь истории страны и города.
Вот копия 1888 года со знамени Нижегородского ополчения 1612 года с изображением Спасителя с одной стороны, Архангела Михаила и Иисуса Навина с другой. Вот две хоругви из Спасо-Преображенского кафедрального собора в кремле, взорванного богоборцами в 1929 году. Хоругви, принадлежавшие православным патриотическим организациям: Союзу русского народа «Белое знамя» (в честь царского Манифеста 17 октября 1905 года о даровании свобод) и, вероятно, Георгиевского подотдела Союза русского народа с изображением святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича.
Игорь Александрович показывает участникам круглого стола старинные снимки хоругвеносцев в церемониальной форме. А вот на фото 1911 года крестный ход в честь 300‑летия Мининского воззвания к нижегородцам. Шествие с хоругвями идет из кремля к храму в честь Рождества Иоанна Предтечи. Родной мне храм как будто тот же, что и теперь, но сколько испытаний предстоит пережить церкви с ее служителями и прихожанами!
А вот на фотографиях одежда разных организаций хоругвеносцев. Она несколько отличается в деталях, но всегда представляет собой синий кафтан с галуном и золотыми шнурами, пропущенными через плечи по груди и спине, и бархатными обшлагами. Форма, в которой несут свою службу наши хоругвеносцы, сшита по этим историческим образцам.
На мой вопрос об основной задаче общества хоругвеносцев отец Михаил ответил кратко, но емко: «Усилить благолепие крестных ходов». Как же много дел включает в себя эта задача! Одним из них председатель Правления общества считает восстановление старинных хоругвей, в первую очередь копии знамени Нижегородского ополчения 1612 года, рассказывает о планах возобновления системы крестных ходов в Нижнем Новгороде. Непростая задача! Многие шествия в настоящее время не проводятся, масштаб других далек от дореволюционного. В былые годы верующие несли до 80 пар хоругвей, а число участников, например, крестного хода с Оранской иконой Божией Матери достигало 200 тысяч человек.
Об истории этого богослужения повествует член правления общества Сергей Цветков. О том, как эта традиция возникла еще в XVII веке в благодарность за исцеление болящего по молитвам перед Владимирским образом Божией Матери. Как 150 лет православные обходили с иконой селения, зараженные моровой язвой, и Пречистая отводила по их молитвам страшную напасть. О том, что в 2006 году по благословению митрополита Георгия традиция этого молитвенного хождения была возрождена. Икона, с которой идут участники, — старинный список с первоначальной, ей тоже около 200 лет. Рассказывает Сергей Петрович и о своем участии в крестном ходе, с улыбкой вспоминает о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в пути, о многочисленных случаях исцеления больных, свидетелем которых он стал. В дружеской беседе единомышленники вспоминают и о других мероприятиях.
Мысли о будущем
В служении Богу нет мелочей. На заседании Игорь Кузнецов знакомит членов общества с «Методическими рекомендациями о крестохождении», составленными по дореволюционным образцам. Документ оживленно обсуждают, предлагают включить в него дополнительные положения. Обсуждают текущие дела: пошив новых кафтанов, подготовку крестного хода на праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. В планах приобретение хоругвей и икон.
Евгения Карезина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.