Окончилась всенощная. Погашены свечи. Храм почти опустел. Лишь в левом приделе молятся несколько молодых женщин в белых косынках. «Радуйся, благоверная княгине Елисавето, преподобномученице достославная», — раздается под сводами собора. Это слушательницы курсов сестер милосердия при Александро-Невском кафедральном соборе. Акафист великой княгине Елисавете Феодоровне они читают перед началом занятий.
Курсы начали работать с апреля 2018 года. Проект под названием «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его» стал победителем грантового конкурса «Православная инициатива». В октябре планируется уже второй набор.
Сестер милосердия уже хорошо знают и ждут пациенты паллиативного отделения нижегородской 30-й больницы и хосписа больницы №47. Они ухаживают за пожилыми людьми, которые здесь лежат. Причем ухаживают профессионально.
— Мы все прошли обучение в медколледже на младшего медицинского работника, — рассказывает идейный вдохновитель и руководитель курсов, замруководителя отдела по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями Нижегородской епархии Мария Дугина. — Обучение делится на три блока. Первый — теоретический. Социальное служение многогранно, и хотелось бы показать нашим сестрам разные его аспекты, направления и возможности. Допустим, работу с осужденными, наркозависимыми, слабовидящими и так далее.
Следующий блок — медицинский: обучение профессии. Корочки санитаров все слушатели курсов и их руководитель уже имеют, дальше можно освоить навыки младшей медицинской сестры.
— Обычно медсестер учат с азов и до диплома единым блоком. При поддержке министерства здравоохранения области нам этот курс удалось разделить на три части: санитар, младшая медсестра и, наконец, просто медсестра, — говорит Мария Сергеевна. — Каждый сможет остановиться на том блоке, который его устраивает.
Третий блок обучения на курсах — практика. Пока сестры милосердия трудятся только в 30-й и 47-й больницах, но уже есть предварительная договоренность с больницей имени Семашко и детской областной.
— Когда эти места освоим, — рассуждает Мария Дугина, — не остановимся, будем двигаться дальше. Потребность в такой работе, как наша, велика. А Церковь — она там, где людям действительно нужна помощь.
Пока их только 20 — тех, кто занимается на курсах при Александро-Невском соборе. Всех их привела сюда Любовь. Любовь к ближнему.
— Я работала медсестрой, есть образование. Давно уже, можно сказать, мыкались по разным местам, пытаясь помочь людям, — говорит Любовь Ф. (не зря, видите, родители ее так назвали).
Женщины не хотят афишировать свою работу (и просят не называть полные имена). Во-первых, потому, что как сказано в Евангелии, «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Мф. 6: 3–4). А во-вторых, не каждый поймет, почему они, отрывая время от семьи, проводят его в больнице, ухаживая за «чужими» стариками.
— Туда сейчас волонтеры просто так не придут, —продолжает Любовь. — Есть какие-то благотворительные фонды, но они, по сути, нанимают сиделок и оплачивают их услуги. Работа сутками. Я, к сожалению, не могу себе позволить настолько оставлять семью. А на несколько часов могу. В общем, я поняла, что без специальной организации мне не удастся помогать.
— К ним, бабушкам, быстро привязываешься, — говорит Наталья А. — Они такие несчастные там лежат… Придешь, поговоришь, за ручку подержишь, погладишь — и они прямо как цветочки расцветают. С ними же никто там не разговаривает подолгу, у персонала много работы. Кстати, я пришла на курсы еще и для того, чтобы получить профессиональные навыки медсестры. Уколы делать, капельницы ставить, правильно ухаживать за лежачими больными. У меня в родне были случаи, когда требовались эти навыки. И психологию в этой ситуации тоже нужно знать.
— Недавно умерла одна бабушка, Людмила Петровна, за которой мы все ухаживали, — рассказывает Ольга Р. — Я, помню, еще при ее жизни первая к ней пришла и увидела, что вся палата увешана грязными вещами. А запах! Я это все отнесла домой стирать. Сама-то она лежит, не двигается, половина тела парализована. Хотелось только одного: чтобы этой бабушке стало хоть чуть лучше. А потом она начала узнавать нас, улыбаться. Я принесла постиранные вещи, все поменяла — она даже лицом посветлела. Мы почитали с ней молитвы. Вот почему у меня от этой работы такая радость… Когда делаешь доброе, внутри появляется спокойствие.
— А страх, брезгливость? Да, поначалу была психологическая преграда, — рассказывает Мария Дугина. — Это когда я пролежни впервые увидела такие, что кулак войдет. Даже не знала, что такое бывает. Так что внутренние препятствия постепенно уходят, если просто людям очень сочувствуешь и хочешь облегчить их страдания.
— А впечатления от учебы здесь очень хорошие, — добавляет Анастасия К. — Кроме прочего, между нами теплые отношения. И это дорогого стоит.
В больнице к каждой сестре милосердия «прикрепляется» свой пожилой пациент. Женщины стараются, чтобы их подопечные исповедовались, причащались Святых Христовых Таин, читают им духовные стихи, даже песни поют.
— У меня бабушка лежит долго, и родственники говорят, что она стала меняться, улыбаться начала, — рассказывает Мария Сергеевна. — Раньше все ворчала, все-то у нее плохо… И меня это просто возмутило! Дети навещают, о ней заботятся, не то что о других. Но словами достучаться до нее я не смогла. Поэтому стала петь. Сначала духовные песни. Вот, думаю, приду к ней и спою песню «Крест тяжелый». Там у героя судьба действительно горькая, может, думаю, она что-то поймет. Спела — бабушка заплакала. Потом я стала петь и ей и другим русские народные песни и авторские. Они производят большое впечатление. И, думаю, надо нам разучить много песен (теперь мы почти все поем нашим подопечным).
Кстати, сестры милосердия сейчас готовят для работы методическое пособие, куда войдут акафист святой преподобномученице Елисавете Феодоровне, молитвы о недужных, песни, стихи, небольшие рассказы православной тематики, притчи, правила ухода за тяжелобольными пациентами.
— Я много поездила, посмотрела, как организована работа сестер милосердия в других епархиях, — продолжает Мария Дугина. — В Москве в наших церковных богадельнях она выглядит просто идеально. Там настолько бережное отношение к человеку, который лежит! Один пример. Когда, допустим, моют лежачего больного, одеяло специально так подворачивают, чтобы сестре не были видны какие-то части тела, а человеку не было так стыдно. В столице в социальное служение вовлечены тысячи людей, здесь самые лучшие патронажные службы. И этот идеал — у Церкви. Мне хочется, чтобы в нашей Нижегородской епархии тоже была такая служба. Чтобы наши сестры были лучшими в работе с пролежнями, лучшими в уходе, чтобы люди в отделениях, где мы будем работать, оживали. Еще хотелось бы с девочками поехать в Марфо-Мариинскую обитель. Преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна — идеал сестры милосердия. Вообще я надеюсь, что мы получим профессиональные навыки, а потом в нашей епархии все-таки появится богадельня, и там мы не просто будем работать, а будем служить и построим свою систему церковного ухода за тяжелобольным пациентом. То есть появятся не просто медсестры, а именно сестры милосердия.
Их мы привыкли видеть в косынках с красным крестом. Но наши собеседницы пока просто в белых косынках. Крестик нужно заслужить, отработав определенное время в больнице. Сестры надеются, что косынку с красным крестом (а правильно она называется апостольником) будет вручать митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
— Есть специальный церковный чин посвящения в сестры милосердия, — говорит Мария Дугина. —Просто так ты сестринский наряд не наденешь, с ним у тебя появляются определенные обязательства. И мы постараемся их не нарушить. Это не для галочки. А для спасения своей души.
«Неизвестная, чужая / Из походного шатра,/ Всем близка и всем родная/ Милосердная сестра», — так начинается замечательная солдатская песня времен Первой мировой войны. Ее, по-моему, нужно обязательно поместить в методическое пособие, которое сестры сейчас готовят.
Текст: Надежда Муравьева
Фото: отдел по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями Нижегородской епархии
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.