Дивеево нередко сравнивают с кусочком Эдемского сада на земле. Здесь всегда профессионально, со вкусом и душой оформлены сады, газоны и цветники. Но более всего поражает красота внутри храмов — уникальные композиции из цветов к большим церковным праздникам. Над созданием этой живой красоты трудятся десятки людей из разных концов страны.
Иконостас, а на летнего Серафима еще и выносной алтарь, а также иконы, паникадило и многие другие важные детали храма украшают гирляндами, в которых чередуются листья южного растения, нежные цветочки и тонкие веточки. Все эти композиции придумывает, а затем на месте руководит работой по их воплощению профессиональный флорист из Москвы Ольга Тимохова. Она имеет диплом швейцарской ассоциации флористов и многолетний опыт по украшению храмов.
Ольгу Мироновну и ее помощниц мы застали в канун серафимовских торжеств, 31 июля. Цветочницы работали в верхнем храме в честь Рождества Христова, примыкающем к Казанскому собору. Работа кипела уже три дня. Но атмосфера была на удивление спокойной, тихой, будто никто никуда не спешит.
На столе длинная гирлянда из цветов, кусочки обрезанных листьев и стеблей. Женщины неторопливо, под разным углом втыкают цветы сквозь пленку в набухшую губку.
— Мы всего лишь подмастерья, — скромно поясняет одна из цветочниц. — Узоры придумывает и все расчеты делает наш руководитель Ольга Тимохова. Я знаю людей, которые даже собираются специально приехать с Украины, чтобы посмотреть на нее — человека, который придумывает и создает всю эту красоту.
— Дивеево — моя духовная родина. Преподобный Серафим Саровский — святой, с которым я впервые почувствовала живую, настоящую связь. Сначала ездила сюда помолиться, а затем захотелось чем-то помочь монастырю. Несколько лет назад познакомилась с флористами и начала вместе с ними украшать дивеевские храмы цветами. Теперь мы дружим, договариваемся и приезжаем в Дивеево на праздники украшать. Здесь собираются врачи, учителя, инженеры… Работать с цветами очень интересно, но когда ты делаешь это еще и для храма, обители, возникают совершенно уникальные ощущения. Первый раз, на Пасху, когда я украшала, мне казалось, что это легко. Мне дали простое задание — заворачивать губки в пакеты и ставить зелень. Затем поручили украсить яйцо и выложить на нем крестик из сталлиона (это вид хризантемы). Когда я пришла в храм на службу и увидела свое творение, то стояла и плакала. В такие минуты чувствуешь свою причастность к святости. Люди, глядя на эти цветы, получают радость, а затем как святыню увозят с собой домой.
Нужны руки
Из 30–40 человек, которые работают над дивеевским украшением к празднику, профессиональных флористов всего два. Объем работы такой, что лишние руки просто необходимы. Но у батюшки Серафима помощников всегда хватает. От Мурманска и Норильска до Краснодара и Дагестана, от Прибалтики до Красноярска и Новосибирска. Много женщин приезжает из Башкирии, москвичи, питерцы… В июле, к празднику Казанской иконы Божией Матери, храм помогают украшать дети. Много лет из Зеленограда приезжают многодетные семьи, которые устраивают здесь летние лагеря.
Ольга Тимохова впервые помогала украшать в Дивееве Троицкий собор в 2009 году, на зимнего Серафима. С тех пор она в Дивееве бывает по восемь-девять раз в году — приезжает украшать ко всем главным праздникам.
— Многие из людей цветы здесь первый раз в руки взяли, — говорит она. — Но в результате нашего совместного творчества научились разным секретам и сегодня работают на уровне профессиональных флористов, украшают храмы на своих приходах.
Сказать Богу спасибо
Флористика только на первый взгляд может показаться простой работой. Женщины приходят в храм к девяти утра, и дай Бог в три часа ночи лягут спать. К концу дня уже не чувствуют под собой ног, но нет никого, кто не испытал бы благодать от работы.
Основа для будущей композиции — специальная флористическая губка «оазис». Ее нарезают на длинные полоски. Их напитывают водой, потом упаковывают в полиэтилен и оборачивают зеленой пластиковой сеткой — за нее удобно подвешивать готовые композиции на крючки над иконами и по верху иконостаса. Основа для будущей гирлянды готова. Затем на эту базу ставится зелень, на этот раз это был папоротник, фисташка, туя, салал, а затем уже в определенном порядке, согласно рисунку, выставляются цветы.
— Цветы ставить сложно, а делать это хорошо еще сложнее, — признаются цветочницы. — Обычно Ольга Мироновна поручает эту работу только тем, кто это уже умеет делать.
Украшение храма цветами не просто флористика — это декораторское искусство и серьезный арт-проект. Его подготовка составляет 60–70 процентов общего объема работы. Ольга Мироновна придумывает орнамент композиции, разрабатывает каркас, к которому она будет крепиться, способы размещения и крепления, подбирает цветочный материал. Нужно до мельчайших деталей просчитать количество листиков и цветочков, их порядок на раскладке.
Особая технология, требующая умелых рук, — крепление и монтаж. Устойчивость обеспечивают специальные каркасы, утяжелители, над ними работают плотники и сварщики. Монтаж паникадила занимает порядка шести-семи часов. Очень важно обеспечить цветку условия для долгой жизни. «Наши композиции стоят 5–7 дней», — уточняет флорист.
В Дивееве, без натяжки можно сказать, уже существует своя школа флористики. Хотя Ольгина мечта об открытии здесь настоящей школы и воплотима, но весьма затратна: высокая цена обучения складывается из немалой стоимости живых цветов, на одну композицию уходит около десятка тысяч стеблей. Но научиться работать с цветами без цветов невозможно, как нельзя научиться рисовать без красок и кисти, играть на пианино без инструмента, объясняет флорист.
— Господу Богу нужны разные руки: кто-то кормит, кто-то учит, кто-то наказывает. А я всегда говорю: «Слава Богу, мы те руки, которые украшают», — подытоживает мастер. — Мы всегда имеем возможность сказать Богу спасибо.
Текст: Марина Дружкова
Фото: Никита Целовальников
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.