В православном вероучении Церковь мыслится единой семьей, где глава — Отец Небесный, а все христиане — более или менее послушные чада. С этой точки зрения все церковное искусство можно считать отображением семейной жизни Церкви. Младший прообраз Небесной Церкви — земную человеческую семью— традиция ставит столь высоко, что именует «малой Церковью» и в иконописи отводит ей подобающее место.
Святое семейство
Сцены семейной жизни мы видим наиконах с изображением Святого семейства (Спаситель, Пресвятая Богородица и праведный Иосиф) и той семьи, где явилась на свет Божия Матерь (Пресвятая Богородица и Ее родители — праведные Иоаким и Анна). Это образы праздников Рождества Христова, Сретения,Рождества Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм.
На иконе Рождества Пресвятой Богородицы праведная Анна сидит, накрытая покрывалом, девушки прислуживают ей. Служанки готовят воду для купания новорожденной, одна из них укачивает в колыбельке спеленатую Богородицу.
В верхней башенке — фигура Иоакима (он включается в этот сюжет только с конца XIII века). По этическим соображениям муж не мог зайти к роженице, поэтому благоговейно наблюдает, стоя в дверном или оконном проеме. Однако на более поздних иконах Иоаким переходит на первый план,где изображается с женой и Дочерью: сюжет, названный «Ласкание Пресвятой Богородицы», иногда пишется и отдельной иконой.
В праздничных иконах «Введение во храм» и «Сретение» развиваются идеи совместного — семейного предстояния и служения Богу. Композиции образов сходны — синхронные «отдающие» и одновременно оберегающие жесты рук и склоненное положение фигур родителей, смиренно отдающих Чадо в дар Всевышнему.
Композиции икон «Рождество Христово»и «Рождество Иоанна Предтечи» очень похожи, только задумчивый Иосиф Обручник расположен отдельно от Богородицы (мучающие его сомнения вскоре разрешит Ангел), а священник Захария (он, в соответствии с Евангелием, пишет на табличке имя «Иоанн») сидит рядом со святой Елисаветой, и очертания их склоненных друг к другу фигур образуют замкнутый треугольник, в основании которого — младенец Иоанн Креститель на руках у служанки.
Родители Иоанна Предтечи, праведные Захария и Елисавета, находятся в объятиях друг друга. Это самое целомудренное изображение любви — иконографический тип «Целование», называемый еще «Зачатие», — повторяется в сцене встречи святых Иоакима и Анны после получения ими вести от Ангела о скором рождении у них дочери,Пресвятой Богородицы.
Стремление иконописцев к наиболее подробному описанию евангельского события и всех обстоятельств, ему предшествующих, иногда ведет к созданию иконы— своеобразной семейной летописи. Таков этот образ, где кроме сцены рождества Богородицы(слева внизу) отражены благовестие Иоакиму (слева вверху), благовестие Анне (справа вверху), встреча супругов у Золотых ворот (в центре) и «Ласкание Пресвятой Богородицы»(справа внизу). Кстати, эта икона относится к разряду семейных: на полях справа и слева изображены святые, явно тезоименитые кому-то из владельцев образа.
Дети, родители, супруги
Одновременное изображение всех членов семьи: отца, матери и детей — на иконах святых встречается не так часто. Более распространены сюжеты, где отец-мученик окружен мучениками-сыновьями (святые князья Муромские)или мать — дочерьми (святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София).
Нередки и образы святых супругов.Среди них — святые князья Петр и Феврония, святые Адриан и Наталья, канонизированные родители святых Сергия Радонежского, Александра Свирского.
Царственные страстотерпцы
Этот иконописный «портрет» стоит особняком в семейной иконографии. Святые новейшего времени, пронесшие любовь и заботу друг о друге через страдания войны, революции, ссылки — до мученической кончины,стали святыми покровителями не только России, но и семьи — малой Церкви.
Мерная икона
На Руси в XVII–XVIII веках существовала традиция создавать ко дню крещения ребенка (чаще всего из царской или очень знатной семьи) образ святого покровителя новорожденного. Такая икона по ширине была узкой,а по высоте соответствовала росту, то есть«мере» малыша при рождении. До нашего времени в музеях сохранилось не более 25 подобных икон, древнейшие из них сделаны к крещению трех сыновей Ивана Грозного. В России начала XXI века традиция мерных икон возродилась и стала массовой.
Семейная икона
У понятия «семейная икона» два значения. Во-первых, это икона, принадлежащая определенной семье и обычно передаваемая по наследству. Например, это мог быть образ-благословение: по традиции, умирающие родители благословляли ребенка иконой — подарком на молитвенную память. Семейными считались и те иконы, которыми жениха и невесту благословляли перед венцом: как правило, жениха— образом Спасителя, невесту — образом Богородицы.
Кроме того, под «семейным» образом понимается икона, на которой собраны небесные покровители всех членов семьи, в том числе усопших. Эта традиция сложилась в монастырях Синая в VI веке: заказы на писание таких икон выполнял, например, монастырь святой великомученицы Екатерины.
Иногда в группу тезоименитых святых включали Ангела Хранителя, а в центре иконы наверху размещали образ благословляющего Спасителя (или Его Нерукотворного образа),Богородицы («Знамение», «Покров»). Образы святых могли написать и на полях (если позволяла их ширина) любой чтимой в семье иконы.
Подготовила Светлана Акимова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.