Текст Марии Курякиной
17 декабря в духовно-научном центре Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни состоялся вечер классической музыки. Струнный квартет театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова (Москва) исполнил переложение для квартета оратории Йозефа Гайдна «Семь слов Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, сказанные им на Кресте».
Перед саровчанами выступили лауреаты международных конкурсов Иван Субботкин (скрипка), Анастасия Птицына (скрипка), Павел Безинский (альт) и Дмитрий Устименко (виолончель). Произведение состоит из семи сонат со вступлением и эпилогом. Музыка перемежалась авторским текстом, содержащим духовные поучения на каждое из семи слов Спасителя. Их прочел наместник Саровского монастыря игумен Никон (Ивашков).
Перед началом концерта музыканты рассказали слушателям, что это произведение австрийский композитор написал по заказу католического священника из испанского города Кадиса для исполнения его во время богослужения на Страстной седмице. Предполагают, что оратория впервые прозвучала в 1786 году.
Каждая из семи сонат написана на слова Спасителя на Кресте. Первая — на тему «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» — проникнута скорбью страдающего Христа и его любовью к падшему человечеству. Во второй сонате, на текст «Ныне же будешь со Мною в раю», музыка звучит светло и радостно. Третья соната посвящена словам «Се, Матерь твоя!» Окровавленный Господь на Кресте превозмогает боль, чтобы позаботиться о Своей Матери. В четвертой сонате Гайдн раскрывает тему богооставленности: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» Музыка наполнена непереносимым страданием, в этот момент Бог Отец возлагает на Сына грехи всего человечества. Пятая соната — на слова Господа «Жажду!» Шестая соната «Свершилось!» медленна, скорбна и торжественна, она дает понять, какой дорогой ценой искуплено человечество. Седьмая соната написана на последние слова Спасителя: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». Ораторию завершает пьеса «Землетрясение», в которой показана буря, разразившаяся после смерти Христа. Она передает и трагедию происшедшего, и величие пострадавшего за нас Сына Божия.
Несмотря на то, что в произведении описываются страшные события, музыка возвышенна и добра, она очищает слушателя, настраивает на покаяние и благодарение Бога.
Профессиональный музыкальный коллектив выступал на сцене духовно-научного центра Саровского монастыря впервые. По словам наместника монастыря, планируется продолжить эту практику, приглашая в Саров известных актеров и музыкантов.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.