Текст Елены Никулиной
16 декабря, в неделю 29-ю по Пятидесятнице, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Выксе. Правящему архиерею сослужили секретарь епархии протоиерей Иоанн Ляпин и клирики собора.
Архипастырь обратился к прихожанам с проповедью, в которой изъяснил смысл прочитанного за богослужением евангельского отрывка о богатом юноше (Евангелие от Луки, глава 18):
«Господь видел доброту этого юноши, его стремление к добродетели, к вечной жизни, но в тоже время, Он увидел в нем некое препятствие. Оно заключалось в пристрастии к земным стяжаниям, к земным богатствам. Когда юноша услышал слова Спасителя, он с большой печалью, поникнув головою, отошел от Него. Он не последовал призыву Господа.
Так сказал Господь только этому юноше. Может быть, другому человеку Он бы этого не сказал, но сказал именно ему, потому что сердце его было пристрастно.
Много на свете людей состоятельных, и у многих из них сердце привязано к богатству. Оно не дает человеку духовно расти, не дает ему, даже если он видит свои немощи, идти за Господом, потому что так устроена душа. Как и Сам Господь говорит, что двум господам служить невозможно.
И сердце не может служить Богу и мамоне. Мамона – это сирийское древнее божество богатства. Не может сердце служить двум господам. Если одному будет служить, то другому будет нерадеть. Вот об этом рассказывает притча.
«Богатство аще течет, не прилагайте сердца», – говорит пророк (Пс 61:11). Каждый из нас должен бдительно смотреть за своим сердцем. Пристрастия могут быть разные, не обязательно к чему-то материальному. Они могут быть и душевного характера. Все это мешает человеку на пути к Богу. И, казалось бы, человек соблюдает заповеди запретительные, где есть слово «не»: не убивай, не прелюбодействуй, не кради.
Таким образом человек удерживается от зла, стремится к тому, чтобы зло в нем не развивалось. Эти заповеди устанавливают некие границы, но это только еще начало спасения. Это только те границы, в которых человек может оставаться человеком, но для спасения этого недостаточно. А что же нужно для спасения? Помните, как законоучитель спрашивал у Господа: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:35–40).
Этому учит Закон Моисеев и пророки, которые возвещали пришествие Спасителя, которые указывали путь ко спасению каждому человеку. Так вот: для того, чтобы возлюбить, сердце должно быть свободно. А когда сердце привязано к чему-то земному, оно несвободно. И тогда человек не может следовать за Господом, хотя и понимает, что ему чего-то не хватает, – как этот юноша из притчи понимал. Что-то не так. Поэтому он и подошел к Господу. У него была добрая забота о своем сердце, о своем спасении, о вечной жизни.
Сегодня, наверное, такие же вопросы могут возникать у людей молодых, и у людей, которые уже прошли некий жизненный путь, но у них есть неудовлетворение жизнью. Хотя, казалось бы, человек всего добился в в плане земном: и реализовался, и свои способности смог проявить, и достаток есть, и друзья есть. А все чего-то не хватает. Нет полноты жизни, он не чувствует эту полноту.
Многие люди через это приходят к Богу. И эту полноту находят в Нем, в Боге. И когда человек начинает жить духовной жизнью, он понимает, что вот здесь на самом деле – настоящее сокровище. И здесь можно долго, всю жизнь (а жизнь человека – это вечность) стремиться к чистоте, к Богу, к добру, к святости. Освящаться благодатью, чувствовать радость духовную, мир душевный. Все это Господь дает человеку уже в этой жизни. И тогда уже не важно, кто окружает человека, какое у него имение, какое богатство. Сердце его уже не имеет пристрастия. Человек любит Бога и живет не ради себя, а ради других. Он не может, например, пропустить службу.
Помните притчу о том, как некий господин на пир позвал своих подданных? И все стали извиняться как один: «Я поле приобрел», «А я – волов», «А я вот женился – поэтому прийти не могу»… Это тоже пристрастия человека. Они понимают, что надо идти, но вот именно сейчас некогда. И сегодня очень много людей, которые понимают, что надо идти на службу, но их нет здесь, потому что у них другие приоритеты, и они говорят: «Ну, я потом, я в другой раз, в следующий раз, наверное». И так проходит месяц, год и дальше. А потом человек думает: «Ну что, собственно говоря, можно и дома помолиться». Так, в конце концов, он теряет благодать и благоговение, а впоследствии может потерять и Бога.
Поэтому будем следить за своим сердцем, и дай Бог нам, как у этого юноши, добрую заботу о своем спасении, о вечной жизни, которую он имел. Чтобы мы хотя бы задумывались над тем, правильно ли мы идем? так ли мы живем? правильно ли поступаем?
Будем надеяться, что Господь услышит нас, вразумит нас и через слова Священного Писания, и через советы добрых наставников, и мы пойдем спасительной дорогой жизни».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.