Русские философы и религиозные мыслители всегда горячо спорили о пути развития России и нашем национальном предназначении. По-новому и не менее остро эти вопросы стоят и сегодня, в условиях всеобщей интеграции и унификации. Может ли у России быть национальная идея, какие концепции построения общества предлагают современные философы, как воспитывать духовно-нравственные ценности в условиях глобализации современного мира? Эти и многие другие вопросы легли в основу докладов и обсуждений участников XXVIII Рождественских православно-философских чтений, которые уже третье десятилетие проходят под эгидой Мининского университета.
Идеи для русского человека оказывались нередко важнее, чем еда на столе. За идею русские люди шли на Голгофу, ради идеи, доводя служение ей до крайних радикальных форм, они бунтовали против своего народа, страны и даже Бога. Мир русских идей сложен и богат. Участники нынешних чтений, которые проходили в Нижнем Новгороде 10 и 11 января под названием «Понимание вселенского и национального в русской православной мысли», вспоминали труды Достоевского, Соловьева, Бердяева, Лосева, Леонтьева… Их волновало, чем их идеи могут быть полезны сегодня для разрешения новых противоречий.
В пленарном заседании чтений участвовали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз-хазрат Закиров, председатель еврейской религиозной общины региона Эдуард Чапрак, президент НГПУ Лев Шапошников.
Расширить узкий круг
О важности темы конференции и необходимости единства в ее понимании сказал, обращаясь к присутствующим, митрополит Георгий. По его мнению, проблема в понимании вселенского и национального среди ученых, философов, культурологов связана с незнанием и непониманием христианства, в первую очередь православия, ставшего духовной и культурной основой для национального развития России.
— К сожалению, молодые люди сегодня не понимают Достоевского, считая его сумасшедшим, не воспринимают философскую и религиозную глубины фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» и многих других произведений, созданных в контексте христианского миросозерцания, — отметил правящий архиерей. — Это связано с тем, что сегодня обсуждение важных вопросов русской истории, религиозной и философской мысли происходит в узких кругах ученых, на базе дискуссионных клубов и кружков. Нам необходимо проецировать наследие русской православной мысли в общество, доносить его до детей и молодежи.
Владыка отметил, что, рассуждая сегодня о выборе национального пути, своей идеи, не надо изобретать велосипед или копировать печальный опыт Запада, вставшего на путь богоборчества.
— Мы должны идти по пути соработничества с Богом, следуя Его Промыслу, не повторяя трагических ошибок и не допуская новых экспериментов над русской цивилизацией, которых она может просто не пережить. Главный успех нашей жизни в том, чтобы быть причастными к святой Руси, а через нее — к великой России. Говоря словами преподобного Сергия Радонежского, «святость жизни научит», — сказал архипастырь.
Безыдейное образование
Заслуженный профессор МГУ, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова Михаил Маслин сказал, что затянувшийся в стране поиск идеи превратился в деидеологизацию, которая на деле стала утверждением и пропагандой идеологии либерализма, что нанесло большой ущерб в первую очередь системе образования.
— Почти 30 лет мы не можем определиться: каким будет идейное содержание образования в нашей стране, — констатировал Михаил Маслин. — Коренной недостаток современного образования на всех уровнях заключается в том, что оно безыдейное и что воспитание из образовательного процесса устранено.
Национально-государственная идея, уверены участники конференции, должна быть ориентирована на отечественную историю и культуру в самом широком смысле слова. Образовательный процесс необходимо строить на лучших достижениях отечественной традиции, научной, культурной и религиозной мысли из всех периодов истории. Воспитательное значение может иметь как аскетический подвиг православного монаха, так и гражданский поступок комсомольца во имя всеобщего блага (освоение целины, строительство городов, станций и т.д.).
Чему учиться у Достоевского?
Тема нынешних чтений вызвала неподдельный интерес среди их участников. Так, профессор кафедры философии Нижегородской академии МВД России Олег Парилов представил собранию концепцию соединения русского, европейского и вселенского в творчестве Достоевского. По словам докладчика, Достоевский верил в особое предназначение русского народа и считал, что исторически русское и европейское призваны соединиться во вселенском благодаря жертвенному служению русского народа всем другим. «У нас всех есть твердая и определенная национальная идея; именно национальная. …вся наша выгода в том, чтобы всем, прекратив все раздоры до времени, стать поскорее русскими и национальными…» — писал в своем дневнике Достоевский.
— Наши чтения дают возможность из первых уст услышать мнение ведущих российских ученых, — поделился впечатлениями от состоявшихся чтений президент НГПУ Лев Шапошников. — Это подталкивает нижегородцев к новым мыслям, обогащает духовную жизнь Нижнего Новгорода. Они важны для формирования национального самосознания, правильных этических ориентиров у молодежи, солидарного общества, уважительного отношения к традиции, стержнем которой является православие.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.