Пост — это, конечно, не диета. Это время покаяния и молитвы. Остановка в суетной жизни, когда мы становимся строже к себе. Внимательнее друг к другу. Время борьбы с плохими привычками и склонностями, на которую могут оказаться способными даже семилетние дети. Православные родители обсуждают между собой проблему детского поста. Во многих семьях для детей в пост ограничивают просмотр мультиков, выход в интернет, компьютерные игры. Но как быть с ограничениями в пище?
Пост как привычка
Я выросла в семье, где в пост, как и всегда, готовили еду сразу на всю семью. В большие посты в холодильнике не было скоромного — разве что детское питание. Дети, которые с детства постятся, привыкают к посту. К тому, что ограничения в пище в определенное время — это норма жизни. Так устроен календарь: есть дни постные, есть непостные. Как выходные и будни. Как лето, осень, зима и весна.
Важно, конечно, чтобы пост не был насилием. В нашей семье все постятся. Но я обязательно спрашиваю каждого из детей: ты будешь поститься этим постом? Конечно, твердое намерение ребенка поститься уже предрешено всем строем жизни семьи. Но такая постановка вопроса показывает: пост все-таки как собственный выбор каждого.
В нашей семье трехлетний малыш получает и стакан молока на ночь, и творожок на завтрак. А пятилетний ребенок уже строго соблюдает все посты. Причем по собственному желанию. Ведь старшие братья и сестра постятся, ведь родители постятся. «Я уже большой!» — возмущается малыш, когда я предлагаю ему допить за младшей сестрой молоко в среду или пятницу. Что ж, я не заставляю, большой так большой, не пей. Так соблюдение поста становится одним из признаков взрослости. Именно это, а не наличие собственного мобильника или карманных денег.
Если мы приучаем к посту шестилетнее чадо, нам не придется ломать голову, как же ему, 12–15-летнему, предложить начать поститься. Воздержание станет естественной частью его жизни. Если наш ребенок вообще останется в Церкви, конечно…
Пост как возможность плыть против течения
Пост школьника — это отдельная история. В школьной столовой на завтраки и обеды дают всегда скоромную еду. Иногда бывает рыба, но не по средам или пятницам, а по понедельникам и четвергам. И, отправляя детей в школу, мы предлагаем не разбирать, а есть все, кроме мяса.
Но дети делают выбор сами. Двое из моих детей-школьников сами решили поститься строго не только дома, но и в школе, и постятся так уже несколько лет. А вот еще один мой ребенок-школьник, который учится в том же самом заведении и питается в той же самой столовой, постом ест в школе молочное, отказываясь только от мяса. Я не хвалю его и не ругаю. Ни вслух, ни про себя — никак. Не сравниваю этого ребенка с «постниками».
Главное и удивительное другое: дети, «выросшие» в ритме постов, ко времени поступления в первый класс готовы самостоятельно и свободно выбрать для себя воздержание в пище.
И это уже не домашнее говение, где всегда на столе вкусные, любимые и разнообразные постные блюда. Здесь у тебя прямо в тарелке лежит тушеная капуста и горячая сосиска. И ты съедаешь капусту с хлебом, а сосиску предлагаешь кому-то из одноклассников. Вот это уже — действительно воздержание. Вот это уже — подвиг, на который способен далеко не каждый взрослый человек. Вот это уже пост. Настоящий.
Если ребенок учится в обычной общеобразовательной школе и при этом постится, то, как правило, это оказывается заметным. Все едят котлеты, а ты не ешь. Все протягивают руки за йогуртом, а ты отходишь в сторону. Все едят пирожные, мороженое, другие вкусности — а ты отказываешься. Не потому, что ты их не любишь. Не потому, что мама заставила, — мамы здесь нет, она не видит. Ты просто «верующий». А это уже «религиозные убеждения». Видимые, практически осязаемые — в отличие от голословных деклараций.
Чаще всего одноклассники и однокурсники с уважением относятся к тем, кто постится. Даже в начальной школе дети вполне в состоянии оценить подвиг отказа от вкусной еды, которая лежит у тебя в тарелке. Оценить подвиг непокупки мороженого, когда у тебя есть на него деньги. Пост не входит в категорию «крутого». Это что-то непонятное, странное, другое.
Пост как вид послушания
Почему мы постимся именно в среду и пятницу, а не в четверг и субботу? Почему постимся с 27 ноября по 6 января, а не с 25 ноября, не с 16 декабря? Почему пост предполагает ограничения в пище, а не в одежде, не во сне, не в общении? Почему не едим мяса и молока? Ведь запрет на мучное и сладкое, например, представляется более логичным, полезным и серьезным. Почему мы, православные люди, в пост не употребляем именно продукты животного происхождения? Всему этому есть причины. Но главная причина — наше доверие, послушание Церкви. И пост — это возможность научиться слушаться. Слушать голос Православной Церкви.
Пост как наука управления собой
Порядок в семье, устройство государства — все это начинается со способности каждого к управлению самим собой. Воздержание в пище может быть первой ступенькой на пути к постижению искусства управления самим собой.
Научить ребенка воздержанию — одна из главных педагогических задач, поставленных перед нами родителями, Иоанном Златоустом. Когда мы читаем его творения, то часто слово «воздержание» в греческом тексте будет звучать как σωφροσύνης. Что буквально означает «целомудрие». В «Трактате о воспитании детей» Златоуст предлагает разные способы научить ребенка целомудрию, воздержанию в половой жизни. Один из способов такой: «Пусть <твой ребенок> выучится поститься, если не постоянно, то по крайней мере два раза в неделю — в среду и в пятницу».
Желание поесть, и вкусно поесть — одно из основных и сильнейших для человека. И если 12-летний человек способен управлять своим желудком, то он… научился управлять своими желаниями. Не всеми, конечно. Но — самыми сильными, самыми естественными желаниями. И ему в 14, в 16 лет будет легче научиться управлять и другими своими естественными желаниями. Не значит, что будет легко, — но легче.
Вот хочется чего-нибудь вкусненького на завтрак. Естественное и нормальное человеческое желание. Открываем холодильник — а там творожок шоколадный со взбитыми сливками. Любимый! Протягиваешь к нему руку — и тут же вопрос самому себе: а сейчас не пост? Увы, среда. Значит, будем ждать до завтра. У того, кто постится много лет, этот вопрос всегда есть на автоматическом уровне. Этот вопрос задает мне каждое утро шестилетний сын: «А сегодня молоко можно?»
Это очень важный вопрос: можно ли хотеть дальше или нельзя? И ответ на него находится не в плоскости собственных желаний, возможностей или логических рассуждений моего «Я», моего кошелька, моего холодильника.
По этой же схеме работает система управления и другими желаниями, чувствами, стремлениями. Мне нравится этот молодой человек. И я ему тоже нравлюсь. И вот уже мы влюблены до «просто с ума сойти». Но есть вещи, которых делать нельзя. Хочу принадлежать вот этому, обожаемому, зеленоглазому, вот прямо без остатка… Можно? Можно. Но не сейчас. Только после венчания. Пусть сильно хочется, но ведь нельзя. Даже если он не хочет ждать и уходит…
Но если дети не постятся сейчас и никогда не будут поститься в будущем, это никак не означает, что они погрязнут во всех страстях, что обязательно будут рабами своих желаний. И, наоборот, если они постятся с трехлетнего возраста и растут в воцерковленной семье, это никак не гарантирует того, что они не станут в шестнадцать лет наркоманами, алкоголиками и блудниками. Увы. Гарантий не бывает. Для достойной подготовки будущего воина Христова, коего мы призваны вырастить, конечно же, недостаточно просто по пятницам не готовить мясного. Но тем не менее пост — это педагог-помощник в деле воспитания наших детей, данный Церковью нам и нашим детям «костыль» для прохождения узкого и непростого пути к дверям Царства Небесного.
Как и любое другое лекарство, некоторым людям пост не показан. Чтобы определить дозировку и условия для приема этого чудодейственного, проверенного веками лекарства, необходимо проконсультироваться с врачом-священником. Но прежде чем просто выкинуть из жизни своей семьи это целительное воспитательно-профилактическое средство, выкинуть только потому, что мы не поняли аннотацию к нему, — стоит хотя бы попробовать. А вдруг поможет? Вдруг сработает?
Текст: Анна Сапрыкина
Полная версия на pravoslavie.ru
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.