Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > Воспитание театром
«Моя надежда» №1 2019 16:13, 5 апреля 2019

Воспитание театром

Сегодня театральный кружок есть практически в каждой школе, светской или православной, частной или образовательной. Многие дети сцену любят, и не удивительно: играть, фантазировать, подражать — для них все это естественно. О нравственной пользе сценических постановок для детей мы поговорили с нашими экспертами, а также побывали на репетиции театрального кружка в гимназии в честь святого благоверного князя Димитрия Донского города Бора.

Театральный полдник

Ольга Черепанова, замдиректора по воспитательной работе, садится за стол сбоку от сцены. Перед ней ноутбук и микшер.

«Мишуткину копейку» начинают репетировать с песни, в которой всех поздравляют с Рождеством. Затем заминка: действующие лица остаются на сцене, остальные ждут своего выхода за кулисами.

Чуть только на сцене прекращается действие, оживает зрительный зал.

— Девчонки, девчонки-и-и… — несется по рядам.

Возникают организационные вопросы, то и дело кто-то приходит. Три часа дня в гимназии — время кружков, факультативов, полдника.

— У меня только полчаса есть! — предупреждает кто-то из третьеклассников.

— Ой, у нас печка сломалась! — декорацию поправляют.

— Так, а где мама? Мама у нас сегодня тоже отсутствует по уважительной причине.

— Тишина за сценой!

Гимназисты рассказывают свою историю: десятилетний мальчик Мишутка, отданный в ученики к сапожнику, находит на улице копейку и решает послать ее в деревню, чтобы матери было на что купить маленькой сестренке гостинчик к Рождеству. На сельской почте конверт с монетой сочли подозрительным: «Не иначе как золотой, хотели переслать бесплатно. Думали, что в предпраздничной суете на почте никто не заметит». Финал у повествования счастливый: узнав, что копейку прислал матери заботливый маленький мальчик, и начальник почтового отделения, и служащий, и полицейский надзиратель, и понятые, приглашенные засвидетельствовать факт обнаружения «контрабандной» копейки, добавляют собственные деньги, чтобы в семье Мишутки был праздник: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Хороший парень у тебя растет».

— Мы зрителям показываем, как люди должны себя вести. Они так себя вели во времена, когда не было ни машин, ни лифтов — ничего. И они как-то проживали! — рассуждает второклассница Арина. Беседуем с младшим составом театрального кружка гимназии Димитрия Донского после репетиции.

— Мне кажется, каждая сказка чему-то учит, и наша постановка тоже: добру, милосердию, — добавляет третьеклассница Саша. Гимназисты в этом вопросе солидарны: представление для зрителя — урок.

Не спорная роль

— Мне все роли нравятся, какую дадут. Хоть сложную, хоть легкую — все равно выучу, — заявляет Арина.

— А как вы роли распределяете? Наверное, всем хочется играть главные?

— Нас Юлия Васильевна по характеру выбирает, — спешит ответить Тимофей, исполнитель роли Мишутки.

— Обычно, обсуждая сценарий, смотрим, у кого из ребят что получается, — поясняет педагог по актерскому мастерству Юлия Васильевна.  — Формируем и второй состав.

Помимо нее, в театре Донской гимназии, существующем покатолько второй год, со старшей и младшей группами работают педагоги Ольга Черепанова и Анна Мартышова. В декабре 2018 года со спектаклем «Мишуткина копейка» гимназисты выступали на конкурсе, который проходил в рамках выставки-ярмарки «Нижегородский край — земля Серафима Саровского». Победили в номинации «Лучший актерский состав». К IX Серафимовским чтениям педагоги предложили своим воспитанникам инсценировать притчи на темы любви к ближнему, послушания, милосердия. На конкурс отправили видеофильм. Интересно, что победу коллективу присудило детское жюри.

— Было такое, что ребята приходили на первый отбор, и кто-то просто плакал от того, что боится сцены, — рассказывает Юлия Васильевна. — Тогда выходишь, берешь за руку и говоришь: «Давай вместе». И ребенок раскрывается. А Ваня, который в этом спектакле играет подмастерье, пришел на отбор и говорит: «Можно я расскажу две строчки?» Так он своими двумя строчками просто покорил, и в других сценках играет замечательно. Каждый человек в кружке дорог, каждая роль значима, и это мы объясняем детям.

По законам драмы

Автор пьесы «Мишуткина копейка» (по мотивам одноименного рассказа Анны Никитиной) писатель и драматург Римма Кошурникова недавно побывала в Москве на XIV Cретенском театральном фестивале детских и взрослых любительских коллективов, где она была в составе жюри. Именно ей мы адресовали несколько серьезных вопросов на тему детских театров.

— На одном из конкурсов довелось увидеть постановку «Ска­за­ние об испытании вер» в детском исполнении. Ребята очень старались, но получилось, что они переигрывают. Стоит ли обращаться к столь сложным темам и ставить с детьми подобные спектакли, где требуются изрядные усилия и от режиссера, и от актеров, чтобы передать значимость события или показать величие духовного подвига?

— Мы столкнулись с подобной проблемой на последнем Сретенском фестивале, который прошел 23–24 февраля. Театральный коллектив одной из московских гимназий представил на фестиваль… «Макбет»! Актеры — восьмиклассники. Режиссер — педагог очень увлеченный, искренне любящий детей и пользующийся их доверием и уважением. Итог — примерно такой, как вы выше упомянули со «Сказанием». Не для детей эти шекспировские страсти XI века! Чему учит детей прикосновение к ним — убийцам, предателям, изменникам, у которых руки обагрены кровью? Какое сочувствие и к кому из героев может вызвать подобная тема?

Второй пример. Молодежный коллектив одной из воскресных школ выбрал для постановки «Дра­кона» Евгения Шварца. А чтобы было «покруче», осовременили текст, перекинув мостки в наше, теперешнее время, — результат более чем плачевный! Зрители (участники фестиваля) не приняли, не поддержали, не разделили двусмысленные намеки постановщиков.

— Как вы оцениваете современный репертуар для детских театров в целом?

— Он, мягко говоря, оставляет желать лучшего наполнения. Педагоги, учителя, художественные руководители, возглавляющие теат­раль­ные кружки и студии, не свободны в выборе репертуара. Извест­ная ситуация: впереди — Новый год, Рождество, Пасха, важный юбилей или праздник, и к ним нужно подготовить спектакль. Начинается поиск подходящей «пер­воосновы» — рассказа, сказки, повести… Но не всякий текст можно превратить в пьесу! И не каждый художественный руководитель или режиссер способен это сделать: у драмы свои законы. А их незна­ние приводит к провалу спектакля, и тут не помогут ни яркие костюмы, ни богатая декорация, ни музыкальное сопровождение, ни игра «актеров». Полагаю, нечто подобное произошло и с постановкой «Сказания об испытании вер». Эта вещь в принципе не сценична, а тема столь сложна и многогранна, что вряд ли под силу и профессиональному театру. «Сказание» более подходит для воплощения в кино (игровом или кукольном), но не в живом театре, где все рождается «здесь и сейчас».

— Театру, в частности детскому, сегодня приходится конкурировать с целой индустрией развлечений. В то же время мы всегда воспринимали его как вид искусства, который повышает наш интеллектуальный уровень. Уместно ли тогда «подстраиваться под запрос»? Не получается ли так, что, стремясь к внешним эффектам, к тому, чтобы поддерживать интерес детской аудитории любыми средствами, театральное творчество скатится до примитивизма?

— Погоня за внешними эффектами абсолютно неприемлема и бесперспективна, в чем убеждает меня многолетнее общение с театральными студиями страны, присылающими заявки для участия в фестивалях. Дети, отроки, молодежь — как на сцене, так и в зале — очень искренняя, чуткая и благодатная аудитория. И фальшь они чувствуют мгновенно, сердцем, а подлинное принимают всей душой, так же искренне и безыскусно выражая свои чувства.

— У вас как у писателя и драматурга есть правила создания детского произведения?

— Они просты: должна быть четко очерчена тема, а сюжет должен развиваться через конфликт, непрерывное действие («увидел, оценил, поступил»), чтобы событие, проблема, заявленные в начале, нашли свое разрешение в финале. И всегда нужно помнить о цели: ради чего ты берешься за перо, что ты хочешь донести до зрителя, над чем он будет думать, волноваться, уходя из театра, размышлять: как бы он поступил на месте героя? Только тогда детские театральные кружки и студии будут выполнять свою воспитательную функцию.

Текст: Дарья Петрова
Фото предоставлены гимназией Димитрия Донского города Бора

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.