Этот дом встречает нас птичьим гомоном. На улице под навесом — большой вольер. А в нем представители, наверное, всех птичьих сословий и родов средней полосы России: соловьи, дрозды, свиристели… Птицы — это увлечение главы семьи — Дмитрия Волкова, известного в Павлове человека, предпринимателя. Супруга Мария — домохозяйка, и, надо сказать, хозяйство у нее немалое: большой дом, подворье. А из окон второго этажа видны купола храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Волковы здесь по воскресеньям и в праздничные дни. Много лет уже. Сын Коля даже на клиросе поет.
Выбор Марии
Познакомились юные Дмитрий и Мария очень обыкновенно — на дискотеке. Маша приехала к родителям в Павлово на выходные из Нижнего Новгорода, где училась в строительном институте. И тут произошла судьбоносная встреча. Дмитрий очень красиво ухаживал, даже песню для Маши сочинил. Когда молодые люди поженились, они были далеки от храма. Но венчаться решили непременно.
— Я понимала, что нужно только так и больше никак, — рассказывает Мария. Мы сидим возле птичьего вольера. Солнышко, ветерок, птицы поют на все голоса… — У мужа родители уже и исповедовались, и причащались. И нас стали призывать: «Придите, хоть ребенка причастите». Я брала крохотного сына и ехала. И так мало-помалу почувствовала, что-то очень хорошее такое в душе. Мужа стала звать с собой, родителей своих. Теперь-то понимаю, что без Церкви ни семейную, ни вообще жизнь не прожить.
До недавнего времени Мария работала. Хорошая должность, приличные деньги. Сначала была руководителем в государственной организации, потом в частной — собственной. Хотя семья никогда не нуждалась. У мужа свой бизнес — предприятие по производству ножей (ими, как известно, славится Павлово). Но семья стала расти, и когда родился младшенький Алеша, Мария оставила работу.
Пятеро сыновей
Да, их в семье пятеро, и все такие разные. Старшему Матвею 19 лет, он студент Павловского автомеханического техникума имени И. И. Лепсе. Ваня на год младше, там же учится, где и брат. Очень, как говорят, «рукастый», мастер хороший, наверное, будет. Следующий — Макар. Бальными танцами занимался, ходит в музыкальную школу (как и другие дети), стихи пишет. А девятилетний Коля больше других в семье тянется к Церкви, как уже говорилось, на клиросе поет. Самый младший — шестилетний Алеша. Очень энергичный мальчик. В лес с папой ходит силки на птиц ставить.
Надо сказать, что Ваня — приемный ребенок. Волковы взяли его в семью семь лет назад.
— Мы вообще-то не планировали, — рассказывает Мария. — Просто познакомились с ним в детской больнице (мы там с Макаром лежали), потом встретились, когда стали приходить в детский дом на разные благотворительные акции. И так получилось, что он стал гостить у нас в выходные, а потом лето наступило. Я говорю мужу: «Возьмем Ваню к нам на лето». А он: «Ты в сентябре-то сможешь с ним расстаться?» Я говорю: «Нет». И оформили опекунство. Господь, конечно, тут управляет всем.
Мария Волкова очень активно занимается социальной деятельностью. На приходе павловского Покровского храма, где настоятель — протоиерей Арсений Ерзаулов. Несколько лет назад Волковы познакомились с батюшкой, у которого в работе много соцпроектов. Мария сразу же подключилась.
То кинофестиваль и киноклуб приход организует, то просто праздник. Волковы и попечителями здесь выступают, и организаторами. Мария — инициатор проведения в Павлове Сретенских молодежных балов, а мастер-классы по обучению фокстротам, вальсам и падеграсам для школьников и студентов — бесплатные, для работающих — цена чисто символическая. Проводят их хореографы известного коллектива бальных танцев «Коррида». По той же схеме идет подготовка и к фестивалю «Русский перепляс». Жителям Павлова эти инициативы понравились, людей приходит всегда много.
А в селе Абабкове, что недалеко от Павлова, в Николаевском Георгиевском женском монастыре Мария несколько лет преподавала детишкам из тамошнего приюта Закон Божий. У нее же и второе образование есть — педагог-психолог.
Белка, Стрелка и искушения
Кроме лесных птиц возле дома поют еще и петухи. В загоне за сетчатым забором. Красивые разноцветные кочеты. А вот сладкая парочка как будто из далекой страны прибыла, «из племени тумба-юмба». Петух весь «мохнатый», на голове корона из перьев, рядом курица ему под стать. С удивлением узнаем, что, оказывается, это старинная павловская порода.
Барин (лайка, молодой пес, совсем еще щенок) пришел и сел рядом с нами под навес. Глаза грустные. Он только что повздорил с козой. Хотел с Белкой поиграть (ее хозяйка на улицу вывела, доить собралась), а та — бодаться. Обидно. Есть и еще одна коза, ее Стрелкой зовут.
— Я всегда хотела научиться доить, — улыбается Мария. — Не знаю почему. У меня вообще какие-то простые желания. Сейчас хочу научиться косить обыкновенной косой. Знаете, козочки, куры, гуси приобретались ведь совсем не для того, чтобы выжить, а чтобы дети питались домашними продуктами.
Есть и еще одна причина, по которой Мария и ее муж завели подворье. Простой физический труд необходим человеку. Недаром его так ценили первые христиане. В отличие от пресыщенных удовольствиями интеллектуалов-язычников. Физическая работа помогает справиться и со многими искушениями, хотя бы потому, что времени свободного меньше остается.
— У нас отец — настоящий мужчина, — говорит хозяйка дома. — Материально обеспечивает, но мы никогда не шикуем. Да, достаток есть, но материальные блага не самоцель. Хотя к деньгам у всех членов семьи отношение не легкомысленное, а взвешенное. Пожалуй, искушений, связанных с материальным покоем и благополучием, у меня не было. Хотя, если бы не Церковь, они, материальные вещи, возможно, затянули бы — хотелось бы больше и лучше, и много отдыхать, и денег на себя тратила бы больше. Например, раньше очень любила покупать себе дорогую одежду. А сейчас другие приоритеты — семья, дети.
Вообще, в любой ситуации нужно уповать только на Бога. В этом Мария Волкова совершенно уверена. Даже не на мужа, не на свою работу, а просто — на Господа. И Он дарит правильное душевное устроение, помогает бороться с искушениями разного рода и не дает сердцу покрыться корочкой пресыщенности, самодовольства, не впасть в сребролюбие. И если вера искренняя и крепкая, Бог никогда не оставит человека.
…Мария угощает нас парным козьим молоком. Пьем его с домашним бездрожжевым хлебом. Хозяйка сама печет. Мед на столе тоже свой, в деревне на даче ульи стоят. А птицы в вольере наконец угомонились, кажется, вслушиваются в наш неспешный разговор.
— В Евангелии как сказано, — задумчиво произносит наша героиня, — легче верблюду — в игольное ушко, чем богатому — в Царствие Небесное. Я лично против богатства, хлеб должен быть насущным. Но если тебе Господь дает немного больше, то важно понимать, что этим надо распорядиться по-христиански. Помогать другим. Я лишнее всегда старалась раздавать. Ведь отдавать всегда приятнее, чем получать. Сейчас мне, знаете, на себя и потратить-то жалко, я лучше на какое-то дело отдам. Просто когда на наших фестивалях я вижу, что людям хорошо, то и мне хорошо. Это не гордыня, нет… Тут и словами не объяснишь. Это, наверное, такой дар Божий — радость от того, что люди вокруг тебя счастливы.
Текст:
Надежда Муравьева
Фото: Александр Чурбанов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.