Для участия в таинстве Елеосвящения, более известном в народе как соборование, не требуется сложной подготовки: вычитки длинного молитвенного правила, усердного поста или получения «допуска» от церковного катехизатора. И даже так бывает, что заглянет мирянка по пути с работы в храм «записочку подать», а там что-то интересное происходит: люди со свечами стоят, свет такой приглушенный, пряный аромат, батюшки всех по очереди маслицем мажут… Присоединится раба Божия к группе и так вот, чуть не экспромтом, соборуется. Вроде, просто все, да не совсем. Потому как нет, пожалуй, такого церковного таинства, с которого бы столь медленно и неравномерно облетала шелуха придумок и застарелых пережитков «знающих» прихожан. На вопросы о елеосвящении, заданные в православных соцсетях и на форумах, мы попросили ответить председателя канонической комиссии, преподавателя Нижегородской духовной семинарии, клирика Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде Дионисия Красноперова.
«Дважды по настоянию нашего батюшки перед рискованной операцией на сердце соборовалась в храме. Было так много людей, внешне вполне здоровых… Зачем они соборовались? Я думала, это таинство только для тех, кто страдает тяжелыми недугами или вообще стоит на пороге смерти».
Елена, Городецкий район
— Это одно из старых народных заблуждений о таинстве Елеосвящения. Можно было предположить, что неправославное его восприятие как «последнего помазания» (от лат. extrema unctio. — Ред.) передалось нам через западную религиозную традицию, закрепившуюся на рубеже XII–XIII веков. Эту тему в своих трудах затрагивали Фома Аквинат, Бонавентур и другие столпы католической теологии, оказавшие серьезное влияние на русское богословие XVIII–XIX веков. Но именно в нашем конкретном вопросе мы видим обратное: «Несправедливо поступает Церковь римская, когда преподает таинство Елеосвящения в виде напутствия только таким больным, которые находятся уже при смерти, почему и называет его последним помазанием, таинством отходящих или умирающих», — писал еще в позапрошлом веке митрополит Макарий (Булгаков), автор классического труда по догматике. Так что переосмысление соборования как предсмертного действа, видимо, произошло на народно-бытовом уровне. Чтобы понять, что это искажение сути таинства, достаточно прочесть и вникнуть в текст его молитв, из которых явно следует надежда на излечение и упование в этом на Бога. Кстати, католическая церковь тоже со временем пересмотрела назначение елеосвящения: называя не «последним помазанием», а «помазанием больных» и призывая к его неоднократной повторяемости на протяжении жизни.
Кому же из христиан соборование наиболее духовно полезно и нужно ли собороваться здоровым людям? В этом вопросе не все священники единодушны, но общая позиция Церкви такова, что через елеосвящение все верующие — и здоровые, и недугующие — получают благословение Божие. В первую же очередь таинство совершается для тех, кто болен, при этом под болезнью подразумеваются не только проблемы физического здоровья, но и духовные болезни (например, уныние, жестокое отчаяние), которые внешне могут быть не видны.
«Верующие соседи позвали меня на соборование в их храме. Объяснили, что молитвы этого таинства, освященный елей обладают особым исцеляющим действием. Хочу разобраться: откуда возникло это убеждение? Ведь часто ожидания не оправдываются: человек приходит со своей хворью, стоит длинную службу, надеется, а болезнь не отступает».
Ольга Павловна, Нижний Новгород,
Автозаводский район
— Таинство Елеосвящения, как и прочие шесть таинств, имеет евангельское происхождение и установлено было Самим Христом. Из Евангелия от Марка узнаем, что, призвав 12 учеников Своих, Христос начал посылать их по двое, дав им власть над нечистыми духами. «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (6:12–13). Согласно этому свидетельству, еще при жизни Спасителя существовало священнодействие, подающее помощь больным и телесно, и духовно. Сведения о таинстве Елеосвящения находим и в послании святого апостола Иакова (5:14–15): «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Церковное таинство — это встреча с Богом, и она в любом случае будет поддержкой и помощью, если человек идет на нее с открытым сердцем и глубокой верой. Но только Господу известно, что будет вам полезнее: скорейшее выздоровление, улучшение состояния или смирение и принятие своих скорбей. Нельзя воспринимать соборование как медицинскую процедуру. Любое таинство, любая молитва, любое церковное действие — это наше доверие Богу, а Он действует в нашей жизни не всегда так, как хотелось бы нам. Безусловно, это легче сказать, чем принять, но все мы так или иначе учимся с этим жить.
«Моя свекровь редко бывает в храме, не исповедуется, объясняя это тем, что не может справиться со смущением перед священником и боязнью быть услышанной другими прихожанами. Но она раз в год ходит на соборование, уверенная, что во время этого таинства с нее снимаются не исповеданные грехи. Я тоже слышала про грехи, только «забытые». Но разве может что-то другое, пусть тоже таинство, заменить исповедь и причастие?»
Елена, г. Балахна
— Соборование не обладает самостоятельным «очищающим» действием, а с таинствами Покаяния и Причащения действует во взаимной гармонии. «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу елей в знамение Его милосердия и сострадания, в которых сияет божественный и тихий свет благодати… Когда же и молитва исполняется, и елей освящается, помазуемые елеем получают отпущение грехов», — говорит об этом святитель Симеон Солунский, общепризнанный толкователь православного богослужения XV века.
Даже на пороге очевидной смерти, когда человек уже не может пойти в храм для принятия Христовых Таин, лучше пригласить священника на дом, чтобы он исповедовал и причастил. Так, еще в позапрошлом веке протоиерей Михаил Архангельский, изучавший историю и богословие таинств, считал бессмысленным совершение соборования над приговоренными к смертной казни и даже над глубокими стариками, когда лучше были бы исповедь и причастие.
И все же, вспоминая вышеприведенные слова апостола Иакова, мы можем уповать и на то, что во время елеосвящения происходит прощение грехов, но сразу оговоримся: лишь тех, что были не упомянуты на исповеди помимо воли, например, в силу нашей духовной немощи, просто забыты. Или тех, которые человек не в состоянии уже назвать из-за своего болезненного состояния. Но нераскаянные и не исповеданные, а тем более, осознанно скрытые грехи продолжают разъедать человека изнутри. Поэтому, прежде чем приступить к таинству Соборования, желательно исповедаться. А после — приступить к таинству Причастия. Не обязательно делать это на следующий день. Предполагается ведь, что к соборованию приступает человек, который регулярно исповедуется и причащается. Самое печальное, когда люди попадают на елеосвящение просто по случаю, не осознанно, а по совершении таинства моментально бросают попытки начать или продолжить духовную работу над собой, до наступления следующего «случая». Тогда жизнь остается жизнью, таинство — таинством, а еще где-то есть Бог…
«В нашем храме в период Великого поста толпы народа соборуются. Я сама слышала, как одна из прихожанок переживала, что не попала в этот пост на таинство и теперь весь год будет терзаться забытыми грехами. Почему соборуют именно в это время? Знаю, есть храмы, где это таинство проводят и часто, и в любое время».
Оксана Викторовна, Нижегородская область,
Княгининский район
— В Русской Церкви елеосвящение имеет два варианта совершения: на дому над одним болящим и в церкви — над всеми, кто желает и может к нему приступить. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года, например, к периоду Великого поста, реже — Рождественского. Понятно и оправдано обращение верующих с молитвами к Богу об исцелении в период очищения и покаяния. Но строгого регламента в этом вопросе нет. В каких-то храмах соборование совершается дважды в неделю, а в каких-то — один раз в год, в Великий пост. У каждого прихода свои традиции и возможности. Не каждый, например, особенно сельский, элементарно может одновременно собрать не то что семь священников — количество, желательное, но не строго обязательное для совершения чина — а даже двух.
Крестообразное помазание лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего происходит и во время другого церковного таинства — миропомазания, поэтому его порой путают с елеосвящением. Но это лишь сходство внешних атрибутов. Надо понимать, что помазуют миром христианина только раз в жизни — непосредственно после его крещения, в то время как елеосвящение, то есть помазание освященным маслом, может совершаться неоднократно, во время прохождения таинства Соборования.
От названных двух таинств следует также отличать обычное елеопомазание во время всенощного бдения, на полиелейной службе. Люди, недавно начавшие церковную жизнь, часто воспринимают это как священнодействие, в то время как это лишь элемент богослужения, внешнее проявление излияния милости Божией на человека и не является самостоятельном таинством. Слово «полиелей» можно перевести двояко: буквально («много масла») и возвышенно («много милости Божией»). Священнослужители всегда напоминают, что сам по себе елей не обладает никаким чудодейственным свойством. В таинстве он лишь проводник благодати Божией, а чудо исцеления происходит через покаяние и молитву.
Текст: Екатерина Ротанова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.