Напрасно его называют дальним, — думала я по дороге в Дальне-Давыдовский монастырь. На машине часа два от Нижнего Новгорода — разве это далеко? Хотя, когда обитель получила свое название, добраться до нее, конечно, было сложнее, ведь свою историю она ведет с середины XIX века. Итак, как туда добраться: сначала едем по трассе Нижний Новгород — Касимов, потом от села Филинское сворачиваем налево и еще 12 километров по асфальтированной дороге. Проезжаем несколько деревень и попадаем в село Давыдово. Здесь кругом самодельные указатели «В монастырь», не заблудишься, хоть дорога и петляет. Село кончается, и сразу в левых окнах машины открывается прекрасный вид.
Малое Дивеево
Об этом монастыре я до недавнего времени даже не слышала, впрочем, как многие нижегородцы. С одной стороны, это не удивительно — обитель начала возрождаться не так давно. А с другой — странно, ведь монастырь был построен по предсказанию и с благословения самого Серафима Саровского! Он встречает и благословляет здесь каждого пришедшего: недалеко от входа в монастырь — изваяние дивеевского старца. По преданию, на устройство здесь обители благословила Сама Царица Небесная.
— Давыдово можно называть малым Дивеевом, — говорит, встречая нас, игумения монастыря матушка Руфина, — потому что батюшка Серафим много раз ходил здесь для сбора средств на Саровскую пустынь, когда тут еще леса густые были. В летописи Дальне-Давыдовского монастыря есть сведения, что за два года до своей кончины отец Серафим говорил одной страннице о том, что видел в лесу место, избранное Царицей Небесной для монастыря: «Я удостоился, грешный, видеть, как на том месте, где будет соборный храм, опустилась икона Божией Матери «Утоли моя печали». Я успел только поклониться опустившейся иконе, встал, а икона уже исчезла. Место это святое, его возлюбила Царица Небесная!»
Святой старец передавал эти слова многим людям, сам заботился о создании обители, он и сестер сюда благословлял.
Когда в 1862 году начали строительство, то храм возвели на том самом месте, где молодой Серафим установил сделанный им дубовый крест там, где указала Царица Небесная. Незадолго до этого крест был найден. Сейчас он находится в правом приделе храма в честь иконы «Утоли моя печали», в земле, на месте, где стоял престол.
Дела славные и бесславные
Мы в гостях у обители. Бело-голубой храм с золотыми куполами, мощеные дорожки, уютные скамейки, цветы всех оттенков, кустарники разных форм, деревья с мощными кронами. Любуюсь всей этой красотой современной обители, а матушка Руфина возвращает в ее славное прошлое:
— Когда-то это был один из самых больших и богатых монастырей в округе. Игумения Филарета, при которой Дальне-Давыдовская община была возведена в общежительный монастырь, любила во всем достаток и порядок — при ней амбары с хлебом всегда были полны. Держали коней редкой породы. Лучший племенной скот, лучшие земли, пасека. А в монастыре было 175 сестер, а в какой-то период до 300 человек жило, правда, с трудниками. И даже в 1919 году здесь было 222 насельницы. Когда на селе создали колхоз «Передовик», у монастыря экспроприировали весь сельхозинвентарь. Сестры работали в колхозе. Сам монастырь еще не трогали и внутреннюю жизнь не меняли: монахини могли молиться, и богослужения продолжались до 1928 года, потом монастырь закрыли. Все 150 насельниц разошлись по близлежащим селам и деревням, кто-то домой уехал, кого-то в ссылку отправили.
Мы подходим к схеме монастыря, что висит у входа. Она составлена по архивным сведениям. Примерно так монастырь выглядел до революции. Матушка Руфина рассказывает:
— Девять сестринских корпусов. Они были полукаменные: низ каменный, верх деревянный. Колокольня и храм. Вокруг высокая каменная ограда — более трех метров высотой. Когда монастырь закрыли, ее разделили по метражу и разрешили разобрать на кирпич, так же и колокольню. Из девяти сестринских корпусов осталось два: один в хорошем состоянии, другой требует капитального ремонта.
Капитального ремонта, а точнее, восстановления, требует и это двухэтажное здание из красного кирпича. Оно находится за оградой, хоть и располагается на территории обители. Дело в том, что когда в 1999 году начали возрождать монастырь, в первую очередь отреставрировали центральный храм — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Его-то и обнесли каменной оградой, и долгое время он был просто приходским храмом, потом был передан Иверскому женскому монастырю в качестве скита. А 5 мая 2015 года восторжествовала историческая справедливость: скит был реорганизован в Дальне-Давыдовский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Но вернемся к зданию из красного кирпича. У него два этажа, плюс цокольный. До революции именно в цокольном этаже находился храм Покрова Божией Матери, над ним — еще один храм, во имя Всех святых. На втором этаже были кельи для сестер. После закрытия монастыря и до 2010 года в этом здании была восьмилетняя школа.
— Все дети из близлежащих сел и деревень ходили в эту школу, — рассказывает матушка Руфина. — Сейчас в деревнях почти не осталось жителей, в основном дачники. Школу закрыли за ненадобностью. Но внутри здания можно увидеть приветы из прошлого: на одной из стен, например, краской выведено «Да здравствует мировой Октябрь», на другой — «Букварь — к мудрости ступенька», есть и другие надписи.
К счастью, апологеты мировой революции, переделывая храм под школу, сделали подвесной потолок. Когда после закрытия школы рабочие его убрали, ахнули: с купола на них глядели лики святых. К сожалению, сейчас остатки фресок разрушаются, и у монастыря нет возможности их сохранить. Восстановление здания требует огромных средств.
И все же многое сделано. На храме новая крыша, вставлены окна, заново сооружена система, которая не позволит близко лежащим грунтовым водам разрушать здание. Возвращается главная функция церкви: уже дважды в ней совершались Божественные литургии.
Уходя от храма, которому год назад исполнилось 160 лет, провожу рукой по его стенам и вдруг на одном кирпиче вижу две буквы: ДМ. На соседнем кирпиче — такие же. Огляделась — да вся стена пестрит буквами. С удивлением узнаю, что для строительных нужд монастыря специально был построен кирпичный завод. «ДМ» — клеймо, то есть это именной кирпич, монастырский.
Золотая речка
Вид храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», что стоит такой нарядный на центральной площади монастыря, в отличие от его собрата, радует и умиляет. Даже не верится, что еще двадцать лет назад он представлял печальное зрелище.
— После революции в этом храме устроили зернохранилище, — рассказывает матушка Руфина. — Когда в 1999 году приступили к его восстановлению, здесь все было обветшалое. Местные жители на свои средства вставили окна, вычистили мусор, подготовили храм к первой после десятилетий забвения службе. Она состоялась в 2000 году, на Рождество.
С тех пор прошло почти 20 лет. Храму практически вернули прежний облик. Вернули и часть святынь, которые когда-то здесь хранились, в том числе икону Божией Матери «Утоли моя печали», написанную более 100 лет назад сестрами. Еще одну икону «Утоли моя печали» — конца XIX века — передали монастырю местные жители. Теперь с нею ходят крестным ходом.
Первый раз, по благословению владыки Варнавы, верующие прошли крестным ходом из Дальне-Давыдовского монастыря в Кутузовский скит Серафимо-Дивеевского монастыря 5 лет назад, в 2014 году. Тогда исполнилось 200 лет со дня рождения основательницы обеих обителей — Неониллы Борисовны Захаровой. Уроженка Давыдова, в 1845 году она образовала женскую общину, которая позднее, в 1886 году, была возведена в общежительный Дальне-Давыдовский монастырь.
— Мы назвали крестный ход «Золотая речка», — продолжает мать Руфина. — Название не случайное. Незадолго до смерти старица Неонилла говорила сестрам нашего монастыря: мол, бывает мне такое видение, будто хожу я по золотой речке между монастырями и молитвенно вас покрываю.
Протяженность маршрута крестного хода — около 90 км. 5 дней идут богомольцы. Из Давыдова обычно человек 40 выходит, а в Кутузовку раза в четыре больше приходит. Кстати, очередной крестный ход пройдет 20 августа. Можно присоединиться.
«В монастырь с горя не уходят!»
Как и везде в монастырях, в Дальне-Давыдовском сестры живут по строго заведенному распорядку. В четыре утра подъем, в 4:20 полунощница, потом утреня, часы и литургия. После службы послушания. В 11 часов трапеза, потом двухчасовой отдых. После него опять послушания. С 17 до 19 часов служба, крестный ход вокруг обители, затем свободное время.
— Зимой вечером сестры в основном по кельям — молятся, читают святоотеческую литературу. Летом, конечно, огороды, поливка, прополка, то есть опять получаются послушания, потому что жизнь требует, — улыбается матушка Руфина. — Самая старшая сестра — ей 84 года — хлебушек у нас печет. Она с нами третий год живет, известная и уважаемая личность в Навашинском районе. Как-то мы вместе ездили по делам в администрацию, так с ней каждый останавливается: Татьяна Федоровна, здравствуйте.
— Почему же в монастырь ушла? Горе какое-то произошло? — не удерживаюсь от вопроса, рискуя показаться некорректной. Так и есть, матушка искренне недоумевает:
— В монастырь с горя не уходят! Люди идут в монастырь, потому что они возлюбили Бога. Сердце их и душа хотят все время быть с Богом. Молиться, Бога славить, Богу трудиться — у кого какие таланты есть. А про горе… Не проживешь в монастыре, если с горя. Это же не тюрьма, это же все по доброй воле. Вот и у Татьяны Федоровны все хорошо. Много внуков, правнуков, все ее любят. Просто Господь призвал.
Все в руках Божиих
За пять лет, что матушка Руфина, строитель по образованию, служит в этом монастыре, сделано немало:
— Мы вернули свои монастырские здания, подвели к ним воду и коммуникации, сделали газовое отопление. Пока временной оградой обозначили монастырскую территорию. Построили Дом паломника, где могут остановиться гости и куда несколько раз в год заселяются наши помощники, волонтеры из движения «Милосердие».
— Нам нужна всякая помощь, — отвечает на мой вопрос о нуждах монастыря матушка. — Дел много, а сестер всего шестеро вместе с игуменией, и все «молодежь пожилого возраста», — шутит она. — Рук не хватает. Я не говорю про квалифицированных рабочих, потому что если делать какой-то объект, один доброволец не справится, нужна бригада. Но если человек умеет кладку класть — печник — такие бы нам очень помогли. А так — огородные дела, уборка территории, дрова пилить, колоть, укладывать, косить траву, расчищать последствия когда-то действующей пилорамы. Работы простые, и они есть всегда.
Если возможности приехать в монастырь в качестве трудника нет, а интерес к этому святому месту есть, то можно побывать здесь с экскурсией. Правда, бывают они не так часто, в среднем где-то раз в месяц.
О чем, если говорить о вещах материальных, мечтает игуменья возрождающегося монастыря? Вопрос, как говорится, риторический. Конечно, хочется вернуть Дальне-Давыдовской обители былое величие. Нет, матушка Руфина не питает иллюзий, она понимает, что в наше время с его невысокой рождаемостью и падением общей духовности в ее монастыре не будет такого количества насельниц, как прежде. Она была бы рада, если бы их было хотя бы двадцать-тридцать. Тогда здесь можно было бы возродить разные мастерские: иконописную, золотошвейную, керамическую.
— А еще хотелось бы создавать мозаики. Мне самой это очень нравится. Мы даже ездили смотрели технологии, пытались чему-то научиться, но рук на это не хватает. У нас когда-то монастырь на всю округу славился своими сборами, мазями и прочими лекарственными средствами. Вот пытаемся возродить.
Возрождаться обители помогают многие неравнодушные местные жители. Конечно, поддерживает монастырь и владыка Варнава. Первые четыре года матушка Руфина каждый месяц приглашала его помолиться в обители, побеседовать с сестрами.
— Я к нему и как к строителю за советом обращаюсь, — говорит матушка Руфина. — Он же Флорищеву пустынь восстанавливал. И по каким-то духовным вопросам к нему иду.
Оглядываю на прощание монастырскую территорию. Тихо и спокойно, и глаз красоте радуется. Ловлю себя на мысли, что хотела бы вернуться сюда и, Бог даст, обязательно вернусь.
Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.