В грядущий двунадесятый праздник Крестовоздвижения — вечером 26 сентября на всенощном бдении и утром 27‑го на Божественной литургии — православные христиане станут воздавать славу «орудию нашего спасения». Читая текст богослужения Кресту Господню, мы убеждаемся, что в поиске достойных эпитетов в похвалу святому символу искупления порой недостает человеческих слов: «Крест — красота Церкви, Крест — ангелов слава и демонов язва, Крест — хранитель всей вселенной», — утверждает Православная Церковь в этой службе.
Символы и начертания
Крест Христов является символом христианства, и не только символом, но и орудием духовной брани. Что такое «символ»? В переводе с греческого это слово означает «знак». Другое значение — действие: когда несколько человек совместно что-то бросают (например, рыбаки сети при ловле рыбы). Позже слово «символ» стало означать у греков всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц. Тот или иной знак служил отличием корпораций, цехов, разных партий — государственных, общественных или религиозных.
Символы очень почитал древний языческий мир. Но не только языческий: первые века христианства, века преследований вынуждали верующих пользоваться символами, остерегаясь явного употребления креста. Древние памятники христианского искусства, которые находили в катакомбах или подземельях, используемых христианами для погребения мертвых и богослужений во время гонений, сохранили некоторые из них. Например, якорь — символ христианской надежды, голубь (он мог быть с веткой или виноградной лозой в клюве) — символ Святого Духа. Реже встречаются павлин и феникс — символы бессмертия и воскресения. Изображение льва символизировало царственность и могущество Христа, орел — духовную высоту. Оливковая ветвь означала вечный мир, а пальма — победу. Образ змея был символом зла, в частности, дьявола. Венок — символ победы над смертью и дьяволом. Агнец — символ Иисуса Христа. Иногда символом Христа было изображение рыбы, по созвучному произношению первых букв Его имени в греческом начертании — Иисус Христос Сын Божий Спаситель.
Итак, первые христиане сначала не только не изображали распятого Спасителя, но даже вынужденно избегали прямых начертаний Креста. Однако отрывок из послания апостола Павла к галатам ясно указывает, что во времена апостолов начертания распятого на Кресте Иисуса Христа уже существовали: «О несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал 3:1). Слова апостола «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал 6:14) являются выражением того, что без сомнения высшим, драгоценнейшим символом для всего верующего мира был, есть и будет во веки животворящий Крест Христов.
Иногда крестными символами становились монографические (буквенные) изображения. Так, буква «Х» означала как Христа, так и Крест, — у нас его называют Андреевским (на таком, косом, кресте был распят святой апостол Андрей). В III–IV веках эта монограмма усложняется соединением букв «Х» и «Р» (Рождество Христово) и получает название монограммы императора Константина, принявшего и утвердившего христианство. Явное изображение Креста распространяется около времен императора Феодосия Великого (379–395 годы).
Позднее появляются другие изображения и наименования Креста: тау-крест (по сходству с греческой буквой «Т»), греческий равноконечный, латинский четырехконечный (вертикальный брус в нем длиннее горизонтального). Все эти кресты еще не имели на себе изображения распятого Спасителя, только иногда у подножия или в центре на поперечной перекладине помещали агнца.
О кресте восьми-конечном
Извечное и единственное значение главного христианского символа не нуждается для верующего в пояснении, за исключением разве что вопроса о причине начертания у восьмиконечного Креста, — который и принято называть православным, — двух коротких перекладин — самой верхней и нижней.
Как известно, Понтий Пилат приказал разместить над главой Спасителя табличку с надписью на трех языках, которая гласила: Иисус Назорей — Царь Иудейский. Ее-то и символизирует верхняя перекладина с буквами ИНЦИ.
Под ноги распинаемому Господу была прибита доска-подножие, чтобы тело имело некоторую опору и сухожилия не порвались бы под его тяжестью. Объяснение тому, что перекладина эта не прямая, а наклонная, находим в службе девятого часа: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводимому во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия». На Голгофе для двух разбойников, к которым был причислен судом иудейским и посреди которых распят Иисус Христос (Ис 53:12), а в жизни и для каждого человека, Крест служит мерилом внутреннего состояния. Разбойнику, хулившему Иисуса Христа, нижняя перекладина креста стала коромыслом весов, склонившимся под страшной тяжестью хулы на Бога; другому же, освобожденному покаянием и разрешенному словами Спасителя: «Днесь со Мною будеши в раю» (Лк 23:43), она указала на предстоящее вознесение в Царство Небесное.
Для верующих Крест Христов есть слава и утверждение — символ спасения и искупления. Потому естественно желание православного человека носить нательный крест с полными символами. Нося восьмиконечный крест с Распятием, мы, если вернуться к понятию «символ» первых веков христианства, как бы отличаем своих единоверцев от общего числа христиан. Стоит отметить, что по благочестивому правилу православных людей крест носят не напоказ, словно украшение или некий аксессуар гардероба, а сокровенно — на груди у сердца.
Не «чужой», а Христов
К сожалению, нередко можно столкнуться с распространенными суевериями, связанными с Крестом. Люди беспокоятся, когда теряют нательные крестики, или, наоборот, пугаются, когда их находят. Боятся передать крест в дар и обязательно требуют взамен «денежку какую-нибудь», чтобы имитировать куплю-продажу. Что тут скажешь… Нательные крестики очень часто теряются, по разным причинам. А вот причина, почему люди пугаются при виде оброненных крестов, как правило, общая — невежество.
Устойчивое суеверие, что, поднимая потерянный кем-то крест, человек накликает на себя неприятности или скорби, и все от того, что поднял «чужой» крест, — небезопасно и даже богохульно. Не желая «нести чужой крест», как говорят некоторые, люди продолжают попирать ногами Того, кто на Кресте принял муки за наши грехи. Не хотим скорбей! Но встает вопрос, вытекающий непосредственно из слов Священного Писания: а как же без скорбей-то? Ведь «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14:22).
Хочется напомнить всякому, кто увидит изображение Распятия Господня в придорожной пыли и пройдет мимо или перешагнет святой Крест, слова Господа нашего Иисуса Христа: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» (Мк 8:38). Правильно поступают те люди, которые, поборов суеверный страх (если он есть), поднимают с земли крест. И он для них не «чужой», а Крест Христов.
Протоиерей Сергий Муратов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.