Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > У нас на приходе > Иерей Андрей Наговицин: «В главном эти люди похожи — в желании познать Христа»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (181) 16:20, 21 января 2020

Иерей Андрей Наговицин: «В главном эти люди похожи — в желании познать Христа»

Престольный праздник. Фото Молитовского благочиния

Нижегородская церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» относительно новая. Первая служба здесь состоялась в 2010 году на Пасху. А за 10 лет до этого жители сами организовали общину. Сначала собирались в помещении бывшей молочной кухни, которое им выделили: читали Псалтирь, по выходным приходил священник, совершались молебны. В 2004 году Горьковская железная дорога пожертвовала приходу пассажирский вагон. Он-то и стал временным храмом: вагон переоборудовали, установили купол и крест, начались богослужения. Они продолжались почти шесть лет, пока дружная община не обрела наконец-то настоящий храм. С 2015 года настоятель храма — иерей Андрей Наговицин. С ним мы беседуем о том, как организовать жизнь прихода, а также о трудностях на этом пути.

— Отец Андрей, вы не просто настоятель, но и возглавляете Молитовское благочиние, к которому относятся еще два храма и где вы, в силу должности, бываете. Что для вас приход?

— Приход — это семья. Только скрепы в этой семье не кровные, а духовные. Члены этой семьи — совершенно разные люди: по возрасту, социальному статусу, семейному и финансовому положению и многому другому. Но в самом главном эти люди похожи — в желании познавать Христа, жить по Его заповедям, в желании меняться и укрепляться в таинствах Церкви. Район у нас большой — 143 тысячи человек. А храмов всего три. Два из них находятся на расстоянии 300 метров: наш храм, в честь иконы «Умиление», и храм в честь святых апостола Тимофея и мученицы Татианы, который находится в одном здании с Молитовской православной гимназией. Когда в 2017 году там начались богослужения, часть нашего прихода перешла туда. Мы с настоятелем этого храма иереем Аркадием Забатуриным решили многое делать сообща. У нас общий семейный центр «Ковчег», в котором общая воскресная школа. Помимо этого в благочинии много разных направлений деятельности. Но приход образуется не среди шумных мероприятий или собраний. Его основа — Божественная литургия, Евхаристия. Тот Камень, который полагается во главу угла.

— Большая ли у вас община? И насколько люди активны?

— В воскресный день на ранней и поздней службах в нашем храме порядка 500 человек. В детской воскресной школе занимается 193 человека, во взрослой — около 100. Плюс около 50 человек в центре «Трезвение», 40 воспитанников военно-патриотической дружины имени Минина и Пожарского, не менее 40 человек в молодежной группе «Друзья», 70 — учащиеся нашего Центра изучения православной культуры имени Серафима Саровского. Мы пытаемся сделать так, чтобы жизнь общины объединяла всех в молитве, общении, делах милосердия, творчестве. Пытаемся сделать жизнь на приходе интересной для всей семьи, и чтобы была преемственность. Особая озабоченность была подростками, которые, окончив воскресную школу, часто исчезают из храмов. Пока ребенок маленький, его все устраивает: сходил с родителями на службу, потом его в воскресную школу привели, ему интересно. А дальше он растет и задает себе вопросы: мама с папой домой пошли, а меня оставляют в седьмой день учиться. Потому мы и создали семейный центр, чтобы в воскресенье вся семья была вместе, и молодежную группу «Друзья». Сейчас в воскресный день дети учатся в одних классах, родители — в других. В перемены видят друг друга, на кружках соединяются вместе. Совместные мероприятия, праздники, выезды. Вообще, в семейном центре все делается своими силами: родители готовят, организуют кружки, помогают как волонтеры, «Друзья» проводят спортивные минутки, помогают на занятиях с малышами.

— У кого и как возникла идея создания семейного центра «Ковчег»?

— Однажды я был на Рождественских чтениях в Москве, где на одной из секций краснодарцы представляли семейный центр, рассказывали о своих делах. Я подумал: «Ничего себе! Вот бы у нас так! Только где? У них-то для этого помещение в 200 метров! Господи, помоги нам, если есть воля Твоя!» И Господь дал больше — четырехэтажное здание! Шесть классов для детей, в седьмом занимаются родители. А еще — класс труда для девочек и мам, тренажерный зал для мальчиков и пап, классы дружины и «Друзей», класс хореографии, библиотека, театральный класс, музей, социальный склад. На первом этаже трапезная, актовый зал, спортивный зал для занятий военно-патриотической дружины.

— Расскажите поподробнее о дружине.

— Ее создание какое-то время было мечтой. Не мог найти человека, который бы взял мальчишек под свою опеку. Но два с половиной года назад Господь послал таких людей. У нас замечательные руководители и тренеры. Для них мальчишки, многие из которых пришли с улиц и не из лучших компаний, стали родными детьми. Настоящая отцовская забота, желание привести их к Богу и научить не только спортивному мастерству, но и замотивировать на достижение целей в жизни, дать определенные профессио­нальные навыки. И сегодня эти ребята с улицы уже чемпионы областных, регио­нальных и российских соревнований по армейскому рукопашному бою. А два месяца назад они приехали с чемпионата мира по кикбоксингу и привезли две серебряные медали. Один тренер говорит: 25 лет тренирую, но чтобы ребята на такой уровень вышли — первый раз! Потому что все с молитвой. А главное, жертвенная любовь тренеров, которые занимаются с ребятами каждый день, не получая за это зарплаты. Просто потому, что любят.

— Мальчики воцерковляются?

— Да, исповедуются, причащаются.

— А приход больше молодой или возрастной?

— Разный. Если говорить о возрасте прихожан, я вообще, придя на этот приход, очень удивился, когда в воскресный день вышел с Чашей и увидел огромную очередь с младенцами. Потом понял, что это результат серьезного отношения к катехизации. Если обычно проводится две беседы перед крещением, то здесь проводилось три, по полтора часа. И люди после крещения младенца начинают регулярно ходить в храм. Сначала, правда, в основном только младенчиков причащают и сразу уходят, проповеди не слышат. Для этого перед причастием стали читать проповеди, только делает это не священник, а алтарники. Так потихонечку и молодые родители начинают регулярно слышать слово Божие и вливаться в нашу семью. Пожилых людей тоже много. Это люди, стоявшие у истоков приходской жизни нашего храма, с большим жизненным опытом. Сердце и мысли уже немного в стороне от суеты современной жизни, а потому часто они живут с крепкой верой и несомненной молитвой. И я знаю, что именно их молитвами и трудами положено начало многим добрым делам в благочинии: появлению храма в честь иконы «Умиление», началу строительства храма на улице Самочкина, открытию центра «Трезвение» и многому другому. А вообще, радует, что на приходе есть семейственность: малыши, подростки, родители, бабушки, дедушки. В церкви семья укрепляется. Через молитву и познание Бога появляется единомыслие.

— Вы знаете всех своих прихожан? Хотя бы тех пятьсот, которые приходят каждое воскресенье?

— По именам не всех знаю, забываю, а на лица помню. С большинством в той или иной мере общаемся. Когда новый человек появляется в храме, обращаю внимание.

— К нему будет иное отношение?

— В сердце — да. Но сразу пообщаться не всегда получается в полном храме. Одно дело, когда он прослушал проповедь, приложился ко кресту и ушел, а другое, когда подошел спросить что-то. Тогда может завязаться общение. У меня самого был замечательный пример, когда мы с моей семьей первый раз пришли в храм. Народу было немного. Мы отстояли службу и собрались уходить. А батюшка идет к нам: «Вы кто? Как зовут? Садитесь, поговорим». Думаю, надо же! Раньше бегал по храмам, искал священника, чтобы поговорить, а здесь сам идет! После той беседы я больше чем на месяц уехал из города, и в следующий раз мы пришли уже месяца через два. Опять службу постояли, собрались уходить. Батюшка догоняет нас: «Кто так делает?» — «В смысле? Может, вы нас с кем-то спутали?» — «Нет, — и нас по именам всех назвал, — вы же в прошлый раз сказали, что будете ходить, и два месяца вас нет. Что я должен думать? Умерли, уехали?» Мы тогда подумали: надо же, кому-то мы здесь нужны! За нас уже тут батюшка молится. Это было удивительно!

— Очень важно, когда человек не чувствует себя в церкви случайным гостем, когда храм действительно становится для него вторым домом, а община — второй семьей. Вы видите проявления этого на вашем приходе?

— Да, вижу проявления любви. В молитвах друг за друга. В заботе и помощи друг другу. В той радости в глазах, когда люди видят друг друга. Знаете, как приятно, когда выходишь из храма и видишь — стоят семьи. И порой не понимаешь, кто чьего ребенка на руках держит, кто чьего ребенка обнял.

— Не могу не спросить о планах развития приходской жизни. Хотелось бы расти вглубь или вширь?

— Расти духовно. Ведь чему мы в первую очередь должны научиться? Любить! Господь вообще ничего другого не заповедал: Он нигде не сказал, сколько мы должны построить храмов, сколько открыть гимназий, семейных центров. Он сказал: вот тебе две заповеди, которые вмещают в себя весь Закон и которые могут тебя привести ко Мне. То главное, чему ты должен научиться в своей жизни: любить Бога всей душой, всей крепостью, всем помышлением и любить ближнего своего как самого себя. А ближние только так и приобретаются. Это те, кому ты сделал добро, кому подарил любовь. И когда люди начинают жить так, тогда приходит Божия благодать, которая и учит, и творит, и лечит, и приносит мир в сердце, и дарует радость о Господе.

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.