«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» — читаем о празднике Богоявления в Евангелии от Луки. Установление его в православном календаре имело огромное значение: в этот день Христос явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти.
Главной целью установления праздника было воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары как чистую драгоценную одежду, о которой говорится: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал 3:27).
В то же время Церковь боролась с разнообразными еретическими учениями: одни отрицали, что Иисус — Сын Божий, другие не признавали Его воплощение в человеческом теле. Догмат о соединении во Христе Божественной и человеческой природы был принят на Третьем (Халкидонском) Вселенском соборе. «…поучаем исповедовать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха» — гласит определение собора.
Непосредственно о событии Крещения Господня в Священном Писании рассказывается о том, что пророк Иоанн Предтеча проповедовал на берегу Иордана, призывая людей раскаяться во грехах и приобщиться к вере через крещение. Многие, доверяя словам пророка, крестились. В это время к нему пришел Иисус, который достиг 30‑летнего возраста. Ему надлежало предстать перед людьми, как явленному Мессии, которого они давно ожидали. И хотя Он единственный среди людей был безгрешен, пройти крещение Он должен был по свойству человеческой природы. Приняв Крещение от Иоанна, Спаситель удалился в пустыню, где постился 40 дней, готовясь к Своему служению.
Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте. В раннехристианской иконографии Спаситель предстает перед нами юным и без бороды, позднее Его стали изображать взрослым мужчиной. С VI–VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три, и они стоят на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.
Главная особенность богоявленского богослужения — освящение воды. Воду освящают дважды. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — чином Великого освящения, который называют еще Великой агиасмой. И второй раз — в сам день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.