Она так любила цветы… На стене Казанской церкви в Дивееве, где почивают мощи блаженной Пелагии, она изображена с букетом полевых цветов, как и на большинстве икон. Задолго до своего преставления преподобный Серафим Саровский позаботился о преемнике-молитвеннике. Господь привел к нему молодую женщину очень непростой судьбы. «Со странностями» — так бы сейчас сказали. Но преподобный прозрел в ее юродстве настоящее стремление к Богу и указал путь к святости. Пелагию Ивановну Серебренникову потом так и называли — «второй Серафим».
Пелагия родилась в Арзамасе в купеческой семье в 1809 году. Она рано осталась без отца, а отчим невзлюбил падчерицу. Девочка росла очень красивой, но с годами вести себя стала странно и прослыла дурочкой. Несмотря на это к красавице из обеспеченной семьи сватались. И хотя сама Пелагия замуж выходить никак не хотела, согласия ее родня не спрашивала, выдали при первой же возможности.
Вскоре Пелагия Ивановна поехала с мужем и матерью в Саровскую пустынь. Преподобный Серафим ласково принял их и, благословив мать и мужа, отпустил их в гостиницу. С Пелагией же долго беседовал в своей келье, а затем вывел за руку, до земли поклонился ей и сказал: «Иди, матушка, иди, не медля, в мою-то обитель, побереги моих сирот-то; многие тобою спасутся, и будешь ты свет миру. Ах, и позабыл было, вот четки-то тебе, возьми ты, матушка, возьми». Когда Пелагея Ивановна удалилась, старец обратился к стоящим вблизи людям: «Эта женщина будет великим светильником!»
Вскоре в Арзамасе она подружилась с купчихой Прасковьей Ивановной, тоже подвизавшейся в подвиге юродства Христа ради, и под ее руководством научилась непрерывной молитве Иисусовой, которая стала ее занятием на всю жизнь. Пелагия проводила в молитве целые ночи. Она с каждым днем как будто все более стала терять рассудок: бегала по улицам Арзамаса, безобразно кричала, а ночью молилась теперь уже на паперти церкви. Муж не понимал ее подвига, бил, издевался, приковывал жену цепью. Однажды по его просьбе городничий жестоко наказал Пелагию Ивановну, о чем мать рассказывала: «Клочьями висело ее тело, кровь залила всю комнату, а она хотя бы охнула».
После многих лет ее страданий родственники наконец отпустили блаженную в Дивеево. Здесь она в первое время продолжала безумствовать: бегала по монастырю, бросала камни, била окна в кельях, провоцируя людей на оскорбления, даже побои. Она всячески истязала свое тело. Питалась только хлебом и водой. Много лет, до старости, Пелагия Ивановна ходила «на работу» — кидала кирпичи в яму с грязной водой, потом доставала и кидала снова.
Всех в обители Пелагия Ивановна называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью. Дивеевская игумения Мария ничего не предпринимала без ее совета. Сохранилось много рассказов о случаях ее прозорливости. Несмотря на множество испытаний, блаженная, по свидетельствам современников, сохранила отблески былой красоты, а в подвиге своем была как прекрасный благоуханный цветок Дивеевской обители.
Пелагия Ивановна скончалась 30 января 1884 года, прожив в монастыре 45 лет. И еще девять дней потом тело ее находилось в храме без малейших признаков тления. С головы до ног мощи были осыпаны живыми цветами, которые люди все время разбирали, а взамен несли новые. Похоронили блаженную за алтарем Троицкого собора.
31 июля 2004 года старица Пелагия Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. Святые останки ее обрели в сентябре. А в октябре того же 2004‑го Архиерейский собор принял решение об общецерковном почитании.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.