Время — это то, что всегда есть, и одновременно то, чего никогда нет. Множество людей сейчас жалуется на его постоянную нехватку. Но в нашей традиционной рубрике мы не будем отвечать на вопрос, как все успеть. Мы попытаемся взглянуть на это свойство бытия с других позиций. На вопросы наших читателей отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
Слышал, что время — минуты, годы, века — существует не изначально, что оно тоже было создано Богом. Действительно ли это так? И что было, когда времени еще не было?
— Откроем Книгу книг — Библию. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1). Слово «в начале» означает, что до этого ничего не было — ни времени, ни пространства. Был Бог. Он безначален и трансцендентен миру, то есть Он — иной природы. И Он творит «небо и землю» — невидимый мир и праматерию, из которой потом сотворит в определенные периоды видимый космос. В богословии это называется creacia prima и creacia secundа.
Собираясь к другу на юбилей, 45‑летие, разговорился об этом на работе. Один мой сослуживец сказал, что 45‑летие нельзя назвать юбилеем, это просто день рождения. По его словам, юбилейные даты всегда круглые, то есть 30, 40, 50 лет… И якобы традиция празднования юбилеев началась еще в Ветхом Завете, где особо почитались седьмой и пятидесятый годы. Действительно ли это так?
— Ваш друг прав. В Ветхом Завете юбилейным назывался лишь 50‑й год (от евр. «шенат хайовел» — год труб). В Библейском словаре Брокгауза говорится: «Каждый раз по истечении 7 субботних годов, то есть по прошествии 49 лет, в великий День очищения, после совершения соответствующего обряда очищения народа, звуком труб (бараньих рогов) провозглашалось начало 50‑го юбилейного года… Он продолжался до следующей осени. Первый юбилейный год, согласно установлению, должен был отмечаться после занятия народом Израиля Земли обетованной и ее обработки в течение 49 лет (Лев 25:8). Сигналом к началу юбилейного года был трубный звук, возвещавший народу Завета присутствие Бога».
В Законе Моисея в отношении юбилейного года было множество различных предписаний, касающихся владения землей, собственностью. Было и такое: «Бог, избавив израильтян от египетского рабства, сделал их Своими рабами. Выкупленные Богом израильтяне не должны были стать рабами людей. Поэтому тот, кто из-за нужды продавал себя в рабы другому израильтянину, в отличие от рабов-язычников, мог претендовать на то, чтобы с ним обращались как с наемным работником или гостем. С началом юбилейного года такой раб вновь обретал свободу (Лев 25:39–55), даже если семь лет его рабства, определенные Законом, еще не прошли (см. Исх 21:2; Втор 15:12). Каждому израильтянину, лишившемуся собственности и свободы, Господь обеспечивал таким образом возможность заново начать жизнь в прежних условиях» (там же).
В наше время юбилеями называют различные даты в жизни человека, но значения это никакого не имеет.
2020 год — високосный. У нас в народе к таким годам отношение, как мне кажется, если не отрицательное, то несколько напряженное. Опасаются високосного года. Поговорки существуют устрашающие. Например, «високосный год людей косит». Некоторые обязательно ждут каких-то природных или иных катаклизмов. А уж если кто-то родился 29 февраля — вообще грустно. Наверное, это все суеверия. Но с чем они связаны, откуда все это пошло, ведь дыма без огня не бывает?
— Високосный год — это год, в котором 366 дней, и он имеет место каждые четыре года, а дополнительный день добавляется в календарь 29 февраля. Известно, что календарный и астрономический (солнечный) годы не совпадают. Наша планета совершает полный оборот вокруг Солнца приблизительно за 365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд. Эти 5 с лишним часов и являются причиной появления високосного года — каждые четыре года в календаре добавляют дополнительный день, чтобы синхронизировать его с солнечным годом. У древних римлян был 355‑дневный календарь, состоявший из 12 месяцев. Чтобы праздники всегда выпадали в одно время года, в каждом втором году добавляли месяц из 22‑х или 23‑х дней. Однако добавление происходило нерегулярно, и, чтобы упростить ситуацию, Юлий Цезарь провел реформу в 45 году до н.э., удлинив некоторые месяцы и добавив дни, чтобы в сумме они составляли 365. Раз в четыре года после 28 февраля следовало 29 февраля, и год считался високосным. Позже, в 1582 году папа Григорий XIII усовершенствовал календарь и ввел правило, гласящее, что високосный день добавляли в год, который был кратным четырем. Разумеется, все приметы, связанные с високосным годом и 29 февраля, являются суевериями. Внимания на них обращать не нужно.
В прошлом году мне исполнилось 40 лет. Праздновать мы не стали, потому что родственники сказали, что 40‑летие отмечать нельзя. Нельзя даже поздравлять, тем более дарить подарки. Это какая-то особая дата. Я им не особо поверил, но спорить не стал. Может, все-таки в их словах есть доля истины?
— На дворе третье тысячелетие, вот-вот Марс начнем заселять, а суеверия продолжают жить. Да, число 40 имеет значение в религии. Господь постился в пустыне 40 дней. Пророк Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет. 40 дней мы поминаем усопшего как новопреставленного. 40 дней, согласно Библии, продолжался Всемирный потоп (столько времени непрерывно шел дождь). В богослужебных текстах указано 40 раз произносить «Господи, помилуй» в определенных молитвах. Ну, и что? Причем тут сорокалетие человека? Почему его нельзя вдруг праздновать? Есть даже поверье, что с этой даты человека покидает Ангел Хранитель. Чего только не придумают! Какой только эзотерический бред не озвучат! Праздновать или нет 40‑летие — дело каждого. Некоторые люди вообще не любят отмечать дни рождения, и это их личное дело. Во всяком случае, учение Церкви об этом ничего не говорит.
Моя бабушка всегда велела в полночь читать молитву «Живые помощи». Конечно, если ты в это время не спишь. Она говорила, что 12 часов ночи — это «неурочный час», когда бесы особенно ополчаются. Сама она ложилась спать поздно, часто за полночь и молитву эту читала. Когда я стала ходить в церковь, вспомнила, что она так делала, и сама теперь так поступаю. Скажите, правильно это? И что это за «неурочный час»?
— Нет такой молитвы «Живые помощи». Есть псалом 90‑й, который начинается словами: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится». То есть кто полагается на Божию помощь, тот будет под Его защитой. Есть в этом псалме такие слова: «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго». Наверное, поэтому ваша бабушка читала этот псалом ночью. Ничего плохого в этом нет. Молитвы можно читать в любое время, лишь бы они были искренними. А ночные — особенно. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не для того дана ночь, чтобы мы во всю ее спали и бездействовали… Восстань и ты, посмотри на хор звезд, на глубокую тишину, на великое безмолвие, и удивляйся делам Владыки твоего. Тогда душа бывает чище, легче и бодрее… Если представишь, что те, которые в течение дня шумят, смеются, играют, скачут, обижают, лихоимствуют, досаждают, делают бесчисленное множество зол, теперь нисколько не отличаются от мертвых, то познаешь все ничтожество человеческого самолюбия… Преклони колена, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе; Он особенно преклоняется (на милость) ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача… После таких всенощных бдений бывают и сон приятный, и видения чудные. Это делай и ты, муж, а не одна только жена… Если у тебя есть дети, то подними и детей, и пусть во время ночи весь дом сделается Церковью… Нет ничего прекраснее жилища, в котором совершаются такие молитвы» (Беседы на Деяния Апостольские. Слово 26).
Знаю, что на богослужении в храме часто читают «часы». Видимо, это отдельная служба. Из чего она состоит и почему так называется? Тем более, слышала разные их названия: первый час, девятый час… Ни с дневным, ни с вечерним нашим временем эти названия не совпадают.
— Часы — краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа, изначально предназначенные для совершения в каждой четверти дня. В Древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, —на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого». На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и суд над Христом у Каиафы, на третьем — сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом — распятие Спасителя, а на девятом — Его крестная смерть. Обычно часы совершаются в следующем порядке: 1-й — по завершении всенощного бдения (после утрени); 3-й и 6-й — непосредственно перед литургией; 9-й по уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней. В Великий пост служба часов имеет свои особенности. Добавляются кафизмы, тропари часа, паремии и т.д. Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.