В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем о славных страницах нашей истории и доблести наших предков. 24 февраля ( 13 февраля по старому стилю) отмечался день рождения человека, благодаря которому Российская империя достигла блестящих морских побед на рубеже XVIII–XIX веков. Адмирал Федор Ушаков прославлен в лике святых в 2001 году — как христианин, воплощавший в своей жизни евангельские идеалы.
«Обещаюсь служить верно и нелицемерно»
Будущий прославленный воин принадлежал к небогатому, но древнему дворянскому роду Ярославской губернии. Его родители Федор Игнатьевич и Параскева Никитична были людьми набожными, желавшими воспитать своего сына прежде всего в благочестии. Начальное образование Федор, как и три его брата, получил в дворянской школе при местном храме.
Профессия военного суровая, и считается, что без крепкого словца в ней не обойтись. Есть мнение, что Федору Ушакову это удавалось: брани, грубости в отношении со своими подчиненными, а их были тысячи, он не допускал. Не раз высказывалось мнение, что это заслуга его воспитания.
Уже в юные годы он проявлял недюжинную храбрость, участвовал в охоте на медведя. Впоследствии он станет жестким, но справедливым командиром, который будет наказывать своих матросов за пьянство, воровство, брань — все те пороки, которые несовместимы с образом христианина.
Живя на Волге, среди лесов, он мечтал о море, и именно поэтому не пошел по стопам своего отца, служившего в гвардии, а в 16 лет определился в Морской шляхетский кадетский корпус, который считался одним из лучших учебных заведений России. Он обучался с 1761 по 1766 годы.
Как раз в этот период руководство корпусом принял на себя капитан 2‑го ранга Иван Голенищев-Кутузов. Человек начитанный и образованный, он по опыту знал, какие знания и навыки необходимы матросам и офицерам. Помимо точных и словесных наук, специальных предметов по морскому делу большое внимание стали уделять иностранным языкам, которые до этого времени преподавались плохо. Улучшилась и материальная база высшей школы.
Ушаков учился с большим желанием: пока товарищи в свободное от уроков время проказничали, он запирался с книгой. В летние месяцы кадетов отправляли в учебные походы на Балтийское море. Там Федор на практике узнал, каково работать на корабле. Особенно ему нравилось стрелять из пушек.
По окончании учебы Ушаков получил первый офицерский чин — мичмана и дал присягу: «Аз, Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен Ея Императорскому Величеству моей всемилостивейшей Государыне императрице Екатерине Алексеевне самодержице и Ея Императорскому Величеству любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийскаго престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови… В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!»
К пленным милостив
После выпуска из Морского корпуса Федора Ушакова направили на Балтийский флот. Спустя два года командование, оценив его способности и усердие, переводит его на юг, где с началом войны с турками приступили к созданию Азовской флотилии.
Примечательно, что свою первую награду — орден Святого Владимира IV степени — Федор Ушаков получил не за заслуги на профессиональном поприще, а за заботливое отношение к подчиненным и умелые действия в чрезвычайной ситуации. В 1783 году, будучи уже капитаном 2‑го ранга, Ушаков прибыл в Херсон, где разразилась эпидемия чумы. Все горожане находились на карантине. Ушаков разбил своих людей на группы, изолировав одну от другой, наложив запрет на общение между ними. Заболевшего размещали в отдельной палатке, вещи его сжигали. Лечили прямо на месте, не отправляя и в без того переполненный госпиталь. Умелое ведение дел сохранило жизнь многим людям.
Противники, с которыми будет сражаться Ушаков, не только признают его военный гений, но и с изумлением будут отмечать его отношение к пленным. Во время борьбы с французами, командуя объединенными русско-турецкими силами, Ушак-паша, как он был прозван турками, не давал союзникам расправляться с побежденными и грабить на завоеванной территории.
По этой причине турки оклеветали командира перед русским посланником в Константинополе, дескать, неправильно он распределяет призовые, а больше того — присваивает богатства себе. Ушаков был вынужден оправдываться: «Я не интересовался нигде ни одной полушкою и не имею надобности; Всемилостивейший Государь мой Император и Его Султанское Величество снабдили меня достаточно на малые мои издержки. Я не живу роскошно, потому и не имею ни в чем нужды, и еще уделяю бедным, и для привлечения разных людей, которые помогают нам усердием своим в военных делах. Я не имею этой низости, как злословит меня капудан-паша…» — писал Федор Федорович.
Когда Ушаков принял на себя руководство городом Севастополем и находившимся при нем портом, он занялся попечением о небольшой соборной церкви святителя Николая, покровителя моряков. Его чаяниями храм был перестроен и значительно расширен. Сам же Федор Федорович, несмотря на свою занятость на государственной службе, посещал церковь каждый день, слушал заутреню, обедню, вечерню. Он никогда не рассматривал военно-судебные дела перед молитвами.
Пока создавался флот, Ушаков отдавал на казенные нужды личные средства, заложив по необходимости даже собственный дом. Это была лишь часть тех богоугодных дел, которые адмирал совершал в продолжение своей карьеры и после ее завершения. Свои дни он окончит в Темниковском уезде, в своей деревне Алексеевке близ Санаксарской обители. Здесь, на территории современной Республики Мордовии, в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре покоятся его святые мощи.
Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.