Быстро бежит время. Вот и пост самый большой и строгий почти на исходе. Осталось собраться с силами, как спортсменам перед финишем, чуть больше помолиться, почитать Писание. Нам вечно не хватает на это времени. Тем более сейчас к сосредоточенному провождению времени располагает вынужденное сидение дома. Что еще важно не забывать на последних неделях Великого поста, беседуем с настоятелем Крестовоздвиженского собора села Катунки протоиереем Владимиром Гофманом.
Пик пандемии коронавируса в странах Запада и в России пришелся на время Великого поста. Закрылись общественные места, торговые и развлекательные точки, клубы и рестораны. Даже Патриарх призвал своих чад воздержаться от посещения храмов. Люди стали невольными затворниками. Но именно в таком порядке, без мяса и развлечений, проходила жизнь Великим постом в большинстве русских городов до революции. Наши предки в течение семи недель знали две дорожки: к дому и храму (за исключением рынков, которые были сплошь постные), соблюдали святость этой поры. Не кажется ли вам, что пандемия может пробудить у людей религиозные чувства, перезагрузить отношение к Богу и ближним?
— Безусловно, общая беда способствует сплочению людей, пробуждению религиозного чувства, нравственного императива. Так было во время войн. Но на этот раз все сложнее. Карантин нас пока что разъединяет. Хочется верить, что это на начальном этапе, а потом проснется в сердцах, изгоняя оттуда животный страх, христианская любовь, истинное сострадание, милосердие.
Мне непонятны слова: «Даже Патриарх призвал своих чад воздержаться от посещения храмов. Люди стали невольными затворниками…» Да, он призвал воздержаться от посещения храмов. Но именно призвал. Почему же вдруг люди стали «невольными затворниками»? Если они и стали затворниками, то все же, надеюсь, вольными. Они сами решают, приходить в храм или нет. Таинство Евхаристии не прекратилось и не прекратится никогда. Причащаться Святых Таин люди будут, пусть в несколько иной форме, но разве это меняет главное? А помолиться можно и дома.
Некоторые священники не рекомендуют в пост читать акафисты, так как там все время звучит: «Радуйся!» — и это сбивает с покаянного лада. Но ведь именно в Великий пост единственный раз в году, в субботу Акафиста, за богослужением читается Акафист Пресвятой Богородице. Что вы посоветуете по поводу акафистов в пост?
— Удивляюсь я тем, кто так говорит! Будто и Евангелие не читали. «Радуйся!» — «Χαίρετε» — древнее приветствие у греков (на латыни «ave», что равносильно по значению русскому «здравствуй»). Чем оно-то не угодило горе-ревнителям? Или в пост мы не желаем никому здравствовать? Даже если бы это значило саму радость, то и здесь что плохого? Или не Сам Спаситель сказал: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно…» (Мф 6:16–18)? Акафист вообще молитвословие для индивидуального применения. Конечно, есть традиция чтения его в храме. Так и в Великий пост он, согласно уставу, читается. Правда, один раз, но это лишь потому, что в пост церковные службы более продолжительны, то есть, по снисхождению к нашим немощам. А дома читайте на здоровье! И притом — радуйтесь!
Страстная седмица, по сравнению с прочими днями Великого поста, несет особое духовное содержание и настрой: мы вспоминаем, какую жертву принес Господь ради нас. Как показывает опыт, принять соучастие в Страстях можно только посещая храм в эти дни. Что бы вы посоветовали тем, у кого не будет такой возможности?
— Действительно, богослужения Страстной седмицы наполнены неповторимым содержанием. У кого есть возможность, нужно в них участвовать. Если же такой возможности нет, никто не мешает человеку дома читать Страстное Евангелие. Рассказ о Тайной вечере, Гефсиманском борении, аресте Спасителя, бегстве апостолов, отречении Петра, страстях Христовых, казни на Кресте есть в каждом из четырех Евангелий, а в некоторых изданиях Нового Завета повествование о Страстях вынесено еще и отдельным блоком. Прибавьте усиленную молитву и строгий пост.
Обязательно ли Великим постом посещать литургию Преждеосвященных Даров, если удается ходить на воскресные службы?
— О какой обязанности идет речь? Даже Христос говорит: «…пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию…» (Мф 9:13). Посещение храма, участие в богослужении, в таинствах Церкви — дело добровольное. Тут подсказчиком нам является совесть. Неполная литургия или, как ее еще называют, литургия Преждеосвященных Даров, никаких особенных требований к верующим не предъявляет. У вас получается посещать воскресные службы? Хорошо. Постом по воскресеньям служится литургия святого Василия Великого (по субботам — святого Иоанна Златоуста). А у кого-то есть необходимость помолиться и причаститься на буднях. В среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров. Человек волен сам выбирать, когда ему отправиться на службу, тем паче сейчас прихожанам рекомендовано воздержаться от посещения храма.
Все мои подруги верующие, но во время беременности и кормления пост не соблюдают. Говорят, на это есть благословение Церкви. Но мне кажется, пост полезен и матери, и ее будущему и только родившемуся ребенку. Что можете сказать?
— Пост никто не отменял. Одно могу сказать, религиозная ревность должна быть разумной. В Церкви по этому поводу существуют разные мнения. Здоровому человеку Церковь рекомендует в установленное время пост, но болящему физический пост послабляется. И это понятно — кому нужно усугублять болезни? Разве этого ждет от нас Господь? А вот от духовного поста нас не освобождают, но мы сами от него бежим. Что касается беременных женщин и кормящих матерей, здесь то же самое. Чтобы младенец развивался физически здоровым, прежде всего здоровой должна быть его мать. Это очевидно. Поэтому беременным и кормящим женщинам физический пост также послабляется. Понятно, что пост духовный остается и для них — не раздражаться, не завидовать, не помнить зла, молиться — что этому может помешать? Такой пост (а он и есть главный), действительно, полезен и матери и ребенку. А что касается употребления в пищу мяса и молока, то здесь не может быть одинаковых рецептов — женщины все разные, беременность и кормление у них тоже протекают по-разному, поэтому в каждом отдельном случае следует посоветоваться с духовным наставником и врачом. Главное, не забывать про здравый смысл.
В нашем селе уже давно, больше 12 лет, действует храм, с прошлого лета каждое воскресенье и в дни больших праздников у нас совершается литургия. Но храм по-прежнему полупустой. Зато когда привозят отпевать покойника, он набивается людьми. Мне так и хочется повернуться ко всем лицом и сказать: «Где же вы были все, когда шла литургия? Новые болезни охватывают мир. А вы все чего-то ждете». Боюсь, что не сдержусь однажды. Подскажите, как правильно поступить?
— Сказать-то, конечно, можно. Только делать это нужно не с раздражением, а с любовью, а у вас чувствуется именно раздражение. Людей надо жалеть, как это делал Христос. И уж совсем здесь ни при чем болезни, охватывающие мир. А ведь уже хорошо, что люди в последний путь приходят провожать своих близких. Постепенно и на литургию будут приходить. Приглашать их, разумеется, следует. Но следует и то помнить, что никого еще ни силой, ни убеждением не приводили в храм. А если и приводили, то очень ненадолго. Сюда приходят по зову сердца. А когда этот зов прозвучит, никто не знает. Но, может быть, он прозвучит у кого-то и после вашего обращения? Это знает один только Бог.
Подготовила Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.