Текст Надежды Муравьевой
31 мая в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Борского округа протоиерей Алексий Парфенов, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.
Во время богослужения состоялась хиротесия студента Нижегородской духовной семинарии Иоанна Рунова во чтеца.
В святительском слове митрополит Георгий поздравил всех с воскресным днем и отметил, что недавно мы встретили Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, а сейчас живем в ожидании праздника Святой Пятидесятницы.
«Этот день мы именуем еще Святой Троицей и Днем рождения Церкви, потому что именно на 50-й день после Светлого Воскресения Христова Третье Лицо Святой Троицы – Дух Святой – сошел на апостолов, и с этого дня благодать Его особо действует в Церкви Божией, — сказал владыка. — Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианской — стяжание Святаго Духа Божия. А многие ли задаются вопросом: наши мысли, слова, поступки помогают нам в этом? Если нет, то они не имеют цены перед лицом Божиим, а, значит, бесполезны. Ведь иногда человек годами ходит в храм, а духовно не возрастает, но не замечает этого и даже учит благочестию других. Поэтому нужно очень внимательно относиться к своему внутреннему устроению. Снова вспомним преподобного Серафима, который говорил: «Спаси себя и вокруг тебя спасутся тысячи». Каждый из нас должен заботиться о собственной чистоте сердечной, чтоб она была в мыслях, в словах и в делах. Тогда благодать Духа Святаго всякая немощная уврачует и всякая оскудевающая восполнит».
С 11 по 31 мая во всех храмах и монастырях Нижегородской епархии богослужения совершаются при участии только клира, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. С 1 июня возобновляется совершение богослужений с участием прихожан при соблюдении противоэпидемических правил.
Прямые эфиры богослужений из кафедрального собора в честь святого благоверного князя Александра Невского транслируются на паломническо-туристическом портале «Серафимова земля».
4 апреля митрополит Георгий выступил с обращением к нижегородцам в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, призвав на весь период пандемии совершать особое домашнее молитвенное правило.
Справка:
С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми она созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин направил епископа Осию Кордубского и, получив от него удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.
Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и другие почитаемые Церковью святые отцы.
Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским, названным Великим, как ревностный борец за чистоту православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».
Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в его текст слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также 20 канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.