Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Почему око за око?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 10 (190) 17:39, 27 августа 2020

Почему око за око?

Развеиваем ветхозаветные недоумения

«Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей…», «Живый в помощи Вышняго…», «Господь просвещение мое, кого убоюся?…» — эти слова из Псалтири, знакомые каждому православному человеку, отсылают нас к далекому времени, когда еще не пришел на землю Спаситель, — ветхозаветному. Нам многое непонятно в тех временах. На вопросы, посвященные этому периоду Священной истории, отвечает преподаватель Нижегородской духовной семинарии, клирик нижегородского храма в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Фео­доровны протоиерей Александр Зуев.

Наверное, не зря Ветхий Завет называется Ветхим? То есть он устарел с появлением Нового?

— Слово «завет» означает союз, договор, а еще завещание, духовная запись. Гос­подь заключил с людьми древний союз или договор, согласно которому обещал прислать на землю Христа Спасителя, а люди должны были, помня Божие обетование, ожидать Его пришествия и готовить себя к встрече. В Ветхом Завете спасение раскрывается как событие будущего в прообразах и пророчествах. Ветхий Завет как бы первая глава книги Откровения, а Новый — ее вторая глава, и как нельзя понимать книгу, начиная чтение со второй главы, так невозможно и получить полное христианское знание без изучения Ветхого Завета. Они не противопоставлены друг другу, а существуют во взаимосвязи, неразрывно и цельно.

Читая Ветхий Завет, мы убеждаемся, что человечество — единая нравственная семья, произошедшая от одного родоначальника — Адама, и что есть единая мироправящая воля Божия, в исполнении которой заключается спасение для человека. Читая затем Новый Завет, мы видим, что эти же истины Ветхого Завета, только углубленные и освященные явлением Бога во плоти, лежат в основе и Нового Завета, который представляет продолжение, дополнение, раскрытие и завершение Ветхого Завета.

Покажите отрывок из Писаний, где Сам Господь Свой первый Завет называет «ветхим»? Долго придется искать! Говоря через пророка Иеремию (Иер 31:31–34), что Он даст Новый Завет, Господь при этом ни прямо, ни в контексте не уничижил первый в пользу второго. Новый нужен не потому, что прежний был несовершенен, а потому, что люди от первого отказались. И тогда Бог по Своей инициативе, как и в первый раз, предлагает другой!

Уже несколько лет собираюсь прочитать всю Библию от начала до конца. Но, кажется, в ближайшее время сделать этого не смогу. Осилила пока только книгу Бытия, не хватает времени. Но ведь можно читать выборочно. Подскажите, какие книги обязательно нужно прочитать, и с каких лучше начать?

— Если вы прочитали Бытие, начните с Исхода и Второзакония. Полезными будут книги учительного характера: Притчи Соломона, Премудрость Соломона, Екклесиаст, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Интересны четыре книги Царств о жизни царей Давида и Соломона, пророков Илии и Елисея. Книги пророков более сложны для понимания, но книгу Ионы пророка стоит почитать. Приступать к чтению Священного Писания нужно с благоговением и готовностью принимать заключающееся в нем учение как Божественное Откровение. Здесь не должно быть места сомнениям, стремлению отыскать в Писании недостатки и противоречия. Помня свою слабость во всем, мы обязательно должны знать, что без помощи Божией познание слова Его невозможно.

Почему в Ветхом Завете Бог такой злой? Разверзается земля и поглощает людей, в Иерихоне израильтяне почти весь город вырезали, а в пустыне их самих уничтожают змеи. Даже по закону: око за око, зуб за зуб. Где же милосердие Бога к человеку?

— Бог Ветхого Завета абсолютно тот же, что и в Новом Завете. Он хотя и строгий, но одновременно невероятно любящий и терпеливый. Божие терпение к Израилю абсолютно удивительное. Снова и снова они восставали против Него, совершали идолопоклонство и другие грехи, но Он выбрал их и продолжал прощать и любить как Свой народ. Существует святоотечес­кая мысль: Господь не зря выбрал один из самых жестоких и непокорных народов, чтобы именно через него провести все человечество к принятию Спасителя и тем дать пример всем другим народам.

Ветхий Завет говорит о большем, по сравнению с Новым Заветом, количестве физических вещей. В Ветхом Завете награды и предупреждения больше физические, в то время как в Новом Завете они больше духовные.

Кажущаяся жестокость Господа — это жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником, наркоманом? Отсекают всякое общение: наказывают ребенка, изолируют его, переезжают в другой город… Подобное было и в Ветхом Завете. Когда иудеи завоевывали землю, обещанную Богом, появилась угроза, что они мгновенно развратятся вместе с жившими там язычниками. В те грубые и страшные века приходилось истреблять этих язычников, чтобы единственная пуповина, соединявшая человечество и Бога, не прервалась.

В Ветхом Завете Ревекка подводит под благословение слепому мужу своего любимца Иакова, выдавая его за Исава, и делает это сознательно. То есть имеет место настоящий обман. А мы почитаем Ревекку как праматерь, то есть как святого человека. И Иаков участвует в обмане. Он же предлагает брату продать первородство за чечевичную похлебку, ведь это тоже нехорошо, Исав же родился первым, Бог так рассудил. Но Иаков при этом в библейском повествовании положительный герой…

— Во-первых, святость не есть безгрешность. Безгрешен только один Иисус Христос. Святые так же подвергались ошибкам и падениям. Во-вторых, Промысл Божий всегда исполняет недочеты человека ко благу. Господь исправляет ошибки людей. В-третьих, ветхозаветная праведность основывалась не на благодати, как в христианское время, а на исполнении закона.

Однажды беременная близнецами Ревекка почувствовала в себе необыкновенно сильное биение, встревожившее ее. Она обратилась к Богу с молитвой, и «Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт 25:23). То есть вопреки обычному порядку судьбу первородного будет иметь не старший, а младший сын. Это откровение глубоко запало в сердце матери и послужило руководством в ее последующей жизни. Иаков был кротким и смиренным домоседом, любимцем матери. Возможно, он узнал от нее о бывшем ей откровении и ждал удобного случая для заявления своих прав на первородство, дающее духовную силу стать патриархом, главой рода, и позволяющее унаследовать обетования. Толковательная традиция называет поступок Ревекки хитростью. Обман раскрылся, но вместо негодования на Иакова его отец Исаак вострепетал от ясного ощущения в этом событии Промысла Божия, он чувствовал сердцем, что пророческие слова благословения Иакова были внушены ему Самим Господом. Исаак затем сознательно повторил свое благословение Иакову (Быт 27:33). Важно следующее. Исаак не осудил свою жену за этот поступок, приняв случившееся как промыслительное.

Иаков потом на себе испытал, что значит быть обманутым. Толкователи отмечают, что такая ситуация сложилась Промыслом Божиим, чтобы вразумить его и показать всю тяжесть греха обмана. Чтобы он потрудился и совесть его очистилась, и он духовно вырос, Бог дал Иакову 20 лет трудиться на дядю и, тем самым, понести наказание, искупив свой поступок.

В высшем, духовно-таинственном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели значение прообраза судьбы иудеев, потерявших духовное первородство, и христиан — язычников, воспринявших вместо богоизбранного народа Божественную благодать.

Ветхозаветные законы об устроении жизни в государстве очень конкретно, до мелочей регламентировали жизнь древних израильтян. Как к ним относиться современному человеку?

— Смыслом всех ветхозаветных постановлений было приучение людей к всецелому послушанию Богу, они носили воспитательный характер. Господь через Моисея подробно указал законы богослужебные и связанные с ними обрядовые. Верховным правителем народа был Сам Бог, от Него исходили не только религиоз­ные, но и гражданские законы. При глубоком изучении Ветхого Завета нельзя не поражаться единству мысли, величию и мудрости религиозных законов, глубине и дальновидности законов гражданских. Для утверждения учения о вере и нравственности Господь дал писаный Закон, в котором изложил Свою волю о правилах жизни ветхозаветного человека. Основа этого Закона — синайский Декалог — 10 заповедей, призывающих любить Бога и ближнего.

Для всех христиан 10 основных заповедей остались обязательными для исполнения, их смысл был дополнен и раскрыт Христом в заповедях Блаженств. Остальные ветхозаветные законы утратили свое значение с приходом Христа.

Мы называем Бога Отца Саваофом, Иего­вой. Может быть, существуют и другие имена? И почему их несколько? Слышал, что израильтянам было даже запрещено писать Божие имя. Правда ли это?

— Имен Божиих в Писании встречается много. Яхве, Элохим, Адонай. Вседержитель, Всевышний, Творец, Премудрость, Вечный, Видящий и др. В воспитательных целях, чтобы избранный народ благоговел пред Божие и не произносил напрасно имя Бога, им действительно в некоторые времена запрещалось даже писать имя Бога. Все многочисленные имена Божии говорят нам о Его Божественных свойствах и промыслительном, спасительном действии в мире.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.