Каждый год 5 июня и 18 августа в селе многолюдно. Народ собирается в Дивеевский район со всей России и из-за ее пределов. На всенощной и литургии в суворовском Успенском храме обычно яблоку негде упасть. Лишь в этом году паломников чуть меньше. В этот день в 1919 году святые Евдокия, Дария, Дария и Мария были убиты здесь, в селе, которое в те страшные годы носило название Страхова Пуза. Потому и мученицы — Пузовские.
Расправа
Знал бы генералиссимус Александр Суворов, верующий человек, что его памятник будет стоять возле поруганного храма… Но так случилось. Несколько десятилетий стоял. Один из председателей местного совхоза очень уважал полководца, даже памятник ему поставил, а Страхова Пуза с его подачи стала Суворовым.
Здесь в 1880-х годах в крестьянской семье родилась Евдокия Шейкова. Ребенком росла слабым и болезненным, к тому же рано осталась сиротой, жила у родственников. И неудивительно, что часто обращалась к Богу за помощью. Ходила она с палочкой и все вокруг этой палочкой крестила.
Когда Дуня слегла, родные сделали в доме ее родителей лежанку из досок, постелили портянки, под голову зипун — на этой «постели» мученица Евдокия пролежала долгие годы. За ней взялись ухаживать богобоязненные женщины — хожалки, как их называли.
Евдокия и ее хожалки почти все время проводили в молитве, а сельчане приходили к Евдокиюшке со всякой нуждой — и за советом, и в болезни. Известно, что духовным наставником Евдокии Шейковой был саровский старец иеромонах Анатолий.
В 1919 году в Ардатовском уезде, к которому относилось село, появился летучий отряд ЧК по борьбе с дезертирством. Он прибыл в Пузу 16 августа. В селе начались обыски, которые старожилам потом страшно было вспоминать: побои, унижения, запугивания. Пришли и к Дуне.
Дверь заперли изнутри. Еще одна хожалка по имени Поля видела через окно, как красноармеец бросил в лицо лежавшей неподвижно худенькой женщине просфоры и елей, как разбросал иконы в красном углу. Потом сбросил Дуню с лежанки и начал бить ее. Подключились другие. Ногами, плетьми…
Расстреляли женщин через два дня. Дуниных хожалок чекисты готовы были отпустить, но те не оставили свою наставницу. Дарья, Дарья и Мария вышли из избы и помолились на Успенский храм. Истерзанную Дуню солдаты буквально выбросили с крыльца. Одна из хожалок взяла ее на руки.
Пока мучениц везли на кладбище, солдаты секли их плетьми. И вдруг ниоткуда появились белые ангельские крылья и стали прикрывать их от ударов. Их видели многие, и детям и внукам потом рассказали.
Говорят, кто-то видит лужи, кто-то — звезды в них. Так и к Дунюшке и ее хожалкам относились в селе по-разному. Одни любили. Другие… Кто-то же посоветовал чекистам поискать дезертира у Дуни. Но когда избивали, расстреливали, потом добивали штыками Евдокию, Дарию, Дарию и Марию, вряд ли кто мог остаться равнодушным. Известно, что крестьянин Иван Анисимов, до того слывший неверующим, увидев это, произнес: «Теперь бы я и последнюю корову отдал, лишь бы их не убивали».
На кладбище уже была вырыта общая могила. Но, удивительно, красноармейцы вдруг отказались приводить приговор в исполнение, рука, мол, не поднимается. Отказался даже солдат-мусульманин. Но нашлись четверо русских, наверняка, крещеных, прозвучали залпы. Марию, раненую, закололи штыком. Хоронить мучениц было велено местным жителям.
Вспомнили тогда, как Дуня говорила, услышав погребальный колокольный звон от Успенской церкви: «Какие люди счастливые! Помрут — звонят, а меня, как скотину, в яму свалят». Сейчас колокольные звоны в честь нее и ее верных помощниц можно услышать часто. В возрожденном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, где находятся святые мощи Пузовских мучениц.
В Успенском храме хранится старинное Евангелие. Лежит в церкви на почетном месте. Много лет сельчане берегли его вместе с простым деревянным крестом, а когда началось восстановление храма, отдали туда. Принадлежали эти святыни мученице Евдокии (Шейковой), которая вместе с Дарией (Тимагиной), Дарией (Улыбиной) и Марией, чья фамилия неизвестна, входит в сонм Дивеевских святых.
Пророчество
В этом году праздничные службы возглавил митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Владыка каждый год приезжает в Суворово с духовенством и паломниками в дни памяти святых Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. С тех пор, как обрели их мощи. Он был среди тех, кто нес их на плечах с сельского кладбища.
— Есть пророчество блаженной Марии Дивеевской, — сказал он однажды в проповеди, — что Дуню обретут, она выйдет мощами, и понесут ее четыре епископа. Но, когда мы впервые подняли святые останки и пошли крестным ходом, я не увидел епископов среди тех, кто их нес. Теперь одного знаю. О судьбе других людей, которые переносили мощи (а там были монашествующие с Афона и архимандрит из Болгарии), мне неизвестно. Но, думаю, что пророчество сбылось или обязательно сбудется.
Свою любовь к Евдокии и ее келейницам владыка Митрофан передал и пастве. На Русском севере их знают и почитают, каждый год люди ждут поездки в Дивеевский район. В этом году среди паломников, приехавших с владыкой, была и экс-губернатор Мурманской области Марина Ковтун.
— О мученицах я узнала из трудов владыки Митрофана, —- вспоминает Марина Васильевна, — из написанного им жития. Меня поразил этот подвиг, невероятная стойкость и готовность служить Господу до смерти. Я воцерковилась всего три года назад и недавно присоединилась к группе паломников, которые приезжают сюда каждый год. В Суворове я всего второй раз.
Возле Успенской церкви стайка мальчишек. Сургут, Подмосковье, Мордовия — перечисляют они места, откуда прибыли. Вырастут, Бог даст, со своими детьми сюда приедут. Потому что знают — те, кто приносит свои воздыхания к мощам Пузовских мучениц с открытым сердцем, с горячей верой, получают и утешение, и исцеление — частицу того душевного мира, о котором говорил когда-то преподобный батюшка Серафим.
Нить между Суворовом и Кольским Севером
В судьбе митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана Евдокия и ее келейницы занимают особое место. На всенощной и литургии среди сослуживших митрополиту были его родной брат и племянник. В этой семье уже складывается священническая династия. А прежде это была династия моряков.
Владыка Митрофан ушел в отставку капитаном 2-го ранга, его брат — иерей Димитрий Баданин — капитаном 3-го ранга. Их прадед Степан Никитич Пименов тоже сначала был моряком. После революции он хранил почитаемую «царскую» Казанскую икону Божией Матери. Она была написана в 1888 году в честь чудесного спасения семьи Александра III во время крушения поезда.
Образ находился у членов царской семьи, великий князь Михаил Романов, видимо, молился перед ней, когда отправлялся к месту своего убиения — в Пермь. Потом икона хранилась во дворце великого князя, а прадед владыки Митрофана был там управляющим, занимался электричеством и хозчастью. Он, кстати, делал первую электропроводку в Исаакиевском соборе, за что был награжден золотыми часами.
— После революции Казанская икона хранилась в нашей семье, — рассказывает иерей Димитрий. — В 1959 году мы переехали, жили недалеко от кладбищенского храма в честь преподобного Серафима Саровского, образ был подарен туда. Теперь это особо чтимая икона в храме. Оглядываясь назад, я понимаю, как Господь выстраивает эту связующую линию. Мы все крестились в церкви в честь преподобного Серафима, все наши предки покоятся на этом кладбище. И преподобный привел нас сюда — к Пузовским мученицам. После обретения мощей владыка Митрофан вдруг обнаружил в себе писательские способности и в первую очередь он написал краткое житие Пузовских мучениц. В благодарность Дунечке за ее помощь в его жизни. Сейчас он член Союза писателей, автор серьезных исторических трудов.
Из-под пера митрополита Митрофана вышла не одна книга. Он восстановил белые пятна в житиях Кольских святых Трифона Печенгского, Варлаама Керетского и Феодорита Кольского. Кроме того, создал трехтомник «Кольский Север в Средние века», над которым работал 20 лет. Владыка считает, что этим он обязан Пузовским святым.
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.