Текст Надежды Муравьевой
О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф 14:1–12) и Марка (Мк 6:14–29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.
После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом.
В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.
Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.
Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.
В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля по старому стилю).
Во времена иконоборчества главу Иоанна Крестителя тайно вывезли из Константинополя и спрятали в Команах (близ Сухуми), где в 407 году скончался, возвращаясь из ссылки, святитель Иоанн Златоуст. Только после VII Вселенского Собора, восстановившего в 787 году православное почитание икон, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святыни. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи – 7 июня (25 мая по старому стилю).
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка, и строгий пост. После Божественной литургии совершается молебен о страждущих недугом винопития, поскольку в этот день отмечается Всероссийский день трезвости, ведь Предтеча был умерщвлен во время пьяного пира.
Традиция проводить День трезвости 11 сентября восходит к деятельности обществ трезвости в Российской империи. До революции праздник отмечался дважды в год — 28 апреля (11 мая ) и 29 августа (11 сентября).
Первый Всероссийский праздник трезвости состоялся 28 апреля 1913 года в нескольких сотнях городов и деревень России. В нем приняли участие более 230 обществ и братств трезвости. Проводились крестные ходы, прохожим раздавались книги и листки о вреде пьянства, нагрудные значки, в домах обществ трезвости устраивались чаепития и обеды, читались лекции, практиковалось хоровое пение, ставились представления. Каждый год в пасхальные дни собирались пожертвования на предстоящий праздник. Введение такого дня благословил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), ныне прославленный в сонме новомучеников Российских.
В 1913 году праздник трезвости охватил больше половины губерний и областей России. С 1916 году он не проводился из-за военного времени. После февральской революции 1917 года традиция была прервана, и в настоящее время она возрождается. Первый послереволюционный праздник состоялся в 1995 году в Казани. Отмечается он и на Нижегородской земле. В 2020 году проведению массовых мероприятий и крестных ходов помешала неблагополучная эпидемиологическая обстановка.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.