Много веков назад на слиянии двух рек — Сатиса и Саровки — стояло мордовское городище. Погибло оно: было дотла разорено и сожжено. Историки говорят, ордынцы напали. Потом несколько столетий это место пустовало. И вдруг возник монастырь. Великий монастырь, жемчужина Святой Руси — Саровская пустынь, с главным престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы. И судьба его удивительна — расцвет, украшенный подвигом преподобного Серафима, поругание и казавшееся невозможным еще лет 30 назад возрождение.
В глубине лесов
Тихая обитель в глубине мордовских лесов возникла в начале XVII века. Тогда это была Тамбовская губерния, Темниковский уезд, самый его север.
Основателем Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий, в миру Иван Федорович Попов, сын дьяка из села Красного, что под Арзамасом. 16 июня 1706 года освятили первый храм — в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Этот день и считается днем основания обители.
В 1733 году братии было 36 человек. Через 11 лет в пустыни освятили первый каменный храм — в честь Успения Пресвятой Богородицы. Прошло еще несколько лет, и была построена каменная церковь в честь Иоанна Предтечи — в 1752 году. В 1758‑м — Живоносновскую тоже возвели в камне.
Главной же святыней Саровской пустыни был Успенский собор. Он имел сходство с одноименным Киево-Печерским. После первого освящения маленький храм перестроили, благоукрасили, вновь освятили в 1777‑м. В 1784 году был построен каменный храм в честь преподобных Зосимы и Савватия.
Строительство монастырской колокольни, которая по сей день остается визитной карточкой Сарова, началось в 1789 году, а завершилось в 1799‑м.
В Саровскую пустынь стекались люди со всей России. Монастырь рос и развивался. Построили просторную трапезную, каменный двухэтажный корпус для богомольцев из простого народа. В 1827‑м — храм в честь святого Иоанна Предтечи. В 1864‑м закончено строительство церкви Живоносного Источника.
В 1861-м над могилой старца Серафима была устроена часовня. В 1897 году в Саровской пустыни заложили Серафимовский храм, освященный в 1903 году во время канонизации преподобного.
Смиренный инок
Он пришел сюда в 1778 году, Прохор Сидорович Мошнин. Преподобный, старец-пустынножитель, затворник… Батюшка Серафим — один из самых любимых святых на Руси.
Пройдя за восемь лет все степени монастырского искуса, Прохор был пострижен в монашество с именем Серафим. В 1793 году его рукоположили в иеромонаха. Вскоре Серафим добровольно удаляется в пустыню, проводит время в строгом посте, в трудах и молитве. Затем накладывает на себя трехлетнее молчальничество, позже — затворничество.
По выходе из затвора он начал принимать страждущих, утешать и исцелять их. Иногда в праздники к нему приходило по несколько тысяч человек. Батюшка Серафим приложил особые усилия к устроению и расширению Дивеевской женской общины, образовав особую Серафимо-Дивеевскую общинку. Труды его простирались и на устройство Ардатовской женской обители. Скончался великий подвижник 15 января 1833 года.
Через 70 лет, 1 августа 1903 года, последовало прославление и открытие мощей. Чин канонизации был совершен в Сарове при огромном стечении народа и в присутствии государя-императора Николая II и членов его семьи. Мощи были открыты для поклонения в Саровской пустыни.
В 1920-х годах, когда обитель закрыли, их вывезли в Ардатов, дальше след затерялся. Только в 1991 году святые останки были обнаружены в фондах Государственного музея истории религии, расположенного в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Летом того же года святыня была доставлена крестным ходом на нижегородскую землю, в Серафимо-Дивеевский монастырь. В закрытый город Саров их не повезли.
Возрождение
С 1938 года Саров становится поселком городского типа, с 1954‑го — городом. Причем закрытым. С 1946‑го здесь располагается секретный объект по созданию и совершенствованию ядерного оружия. Самые известные его названия — Москва центр 300, Арзамас‑75, Арзамас‑16, Кремлев.
Казалось, никогда уже не плыть над саровскими храмами колокольному звону. Но вдруг… Сменился строй, и люди начали ощущать духовную жажду. В 1992 году (за десять лет до этого никто ничего подобного и представить не мог!) здесь состоялось первое после долгого перерыва богослужение в восстановленном храме Всех святых. В 1995 году город вновь стал называться Саровом, а в 2006‑м Священный Синод принял решение о возобновлении монашеской жизни в Саровской пустыни.
Постепенное возвращение зданий монастыря в ведение Церкви началось уже в 1992‑м. Стали подниматься храмы. Там, где еще недавно рычали машины и росли деревья, вновь засияли купола. Как цветы по весне, поднялись и распустились церкви Саровской пустыни. Успенский собор 31 июля прошлого года, накануне дня памяти батюшки Серафима, освящал сам Патриарх Кирилл.
Еще одна веха — за алтарем перезахоронили останки тех, кто подвизался в обители и упокоился возле Успенского храма. Их обнаружили на строительной площадке возрождающегося собора.
Теперь строится храм «Живоносный источник» . И купола уже сияют. Скоро, Бог даст, и там соберется народ на службу. Как сейчас в Успенский собор на престольный праздник. В этот день литургию служил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. В храме — и гимназисты, и сотрудники ядерного центра, просто горожане. После службы вокруг храма прошел крестный ход.
Теперешний наместник игумен Никон (Ивашков) поздравил всех и напомнил, что именно в Успенском соборе больше 20 лет почивали святые мощи преподобного Серафима Саровского после их обретения. В этот день владыку и всех, кто пришел в храм в престольный праздник, поздравляли и первые выпускники православной гимназии, окончившие ее в этом году.
А митрополит Георгий в святительском слове говорил о Пресвятой Богородице, о том, какую Заступницу и Ходатаицу мы имеем на Небесах. И наверняка Ее ходатайством возникла когда-то в глубине мордовских лесов обитель — это Ее слова передавал дивеевским сестрам батюшка Серафим. Перед Ней, перед Ее пречистым образом и почил. И святая душа отошла в обители райские из Саровской пустыни.
Надежда Муравьева
Фото Сергея Лотырева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.