Каких только способов ни изобрели русские люди для создания церковного благолепия! Расцвет производства изразцов — ценинного дела, как его называли, пришелся на XVII век, хотя этот промысел был известен еще в Древнем Киеве. Он стал альтернативой чересчур трудозатратной белокаменной резьбе. Взирая на затейливые «кафли», наши предки возносились душой к Богу — Творцу, создавшему прекрасный мир из праха земного, как мастера из глины свои изразцы. Полюбуемся и мы удивительными образцами этого старинного архитектурного декора.
В XIV–XV веках Русь постепенно оправлялась от татаро-монгольского ига. Отстраивались разоренные города, разворачивалось каменное строительство, росло производство кирпича. Тогда-то и стали украшать здания глиняными плитами, а потом и кафлями — изразцами.
В первой половине XVII столетия были распространены терракотовые кафли, изготовленные из красной глины, в более позднее время стали применять цветные эмали. Развитию этого вида искусства способствовало основание Ново-Иерусалимской обители. Для ее украшения по указу патриарха Никона при монастыре были основаны керамические мастерские, а из Польши, Белоруссии и Литвы приглашены мастера, которые могли составлять краски для изразцов.
Убранство создавали не только для внешнего благолепия — оно отсылало мысленный взор к текстам Священного Писания и святоотеческого наследия. Так, визитной карточкой монастыря считается фриз «Павлинье око», выполненный на фасадах Воскресенского собора белорусским мастером Степаном Полубесом. В нем зашифрован символ Воскресения Христова.
Со временем центры изразцового промысла появляются в разных уголках государства. Например, в слободах Псково-Печерского монастыря с конца XV века было налажено производство цветных керамических плит. Псковские мастера делали надгробия — керамиды, богато украшенные орнаментом с изображением Лобного места, Креста и Голгофы.
На всю страну прославилась своими мастерами-ценинниками нижегородская Балахна. Мастера в разных местностях имели свои особенные наборы красок и рисунков. В Балахне изготавливали поливные или, как их еще называли, муравленые изразцы: основной фон рисунка имел нежный голубовато-зеленоватый оттенок. Кроме того, в палитру входили белый, желтый, коричневый, голубой цвета.
Сегодня в Доме Плотникова — одном из филиалов балахнинского музея — хранится фрагмент изразца Спасской церкви — двуглавый орел, выполненный в классической гамме. Орлов можно увидеть и прогуливаясь по территории Вознесенского Печерского мужского монастыря в Нижнем Новгороде. Интересно сравнить современное украшение со старинным.
Мастера вообще любили помещать на керамических плитах изображения птиц. Например, «оглядышей», чьи клювы повернуты в разные стороны. Разноцветные пернатые или сказочные животные вкупе с растительным орнаментом — дань народной культуре.
По своему назначению изразцы делились на архитектурные, предназначенные для облицовки зданий, и печные. Конечно, иметь такое украшение в собственном доме мог себе позволить не каждый, однако с увеличением объемов производства печных изразцов их стоимость несколько снизилась.
Примечательно, что среди экспонатов балахнинского музея есть фрагменты изразцов из красной глины, которые, по заключению исследователей, были частью декора печи старинной балахнинской церкви Рождества Христова. Когда их нашли при раскопках, сначала подумали, что они размещались на внешних стенах храма, но следы копоти подтверждали «печную» версию, так как, по архивным данным, пожаров там не было.
Сюжеты, изображенные на данных изразцах, были хорошо знакомы историкам и археологам и найдены на изразцах еще в нескольких московских церквях. Например, широко воспроизводился сюжет боя Бовы с Полканом — художественное отражение былинной повести о Бове Королевиче, которая встречалась как в русском, так и в белорусском и украинском фольклоре. Этот древнерусский былинный герой, малоизвестный современному читателю, попал на изразцы Боголюбского монастыря (Владимирская область), Троицкой церкви в Костроме и других храмов. И, конечно, приключения богатыря воспроизводились в лубочных картинах.
Что отделяет изразец от других видов керамических плит, так это наличие румпы — массивного основания, с помощью которого лицевую часть крепили к каменной кладке. Румпу делали вручную или на гончарном круге, а «лицо» — с помощью деревянной формы. На ней вытачивался рисунок, который должен был отпечататься на глине. Технология подобна той, что использовалась при изготовлении пряников. Готовое изделие нужно было обжечь. Лицевая часть изразца могла быть гладкой или рельефной.
Сегодня историки и искусствоведы изучают изразцовый промысел, чтобы память об этом уникальном творчестве сохранилась. Есть в наше время и мастерские, где изготавливают изразцы, а некоторые умельцы делают керамические плиты прямо на дому.
Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.