В дохристианские времена Господь постепенно открывал людям малое знание о Себе, исходя из духовных возможностей восприятия этого знания ветхозаветными праведниками (Евр 1:1). Более полноценно и совершенно Божественное Откровение раскрывается в Новом Завете через проповедь воплотившегося Бога Слова Иисуса Христа, Который явил человечеству тайны призвания всех людей в Царствие Небесное. Но как из великого множества письменных памятников формировался свод текстов Нового Завета?
«Пространный православный катехизис» указывает на Новый Завет как на новый союз Бога и людей. Еще в ветхозаветные времена пророк Иеремия передает слова Господа о грядущем заключении нового, отличного от заключенного с Моисеем союза «с домом Израиля и с домом Иуды» (Иер 31:31). Заключение этого Завета исторически произошло при совершении Господом Тайной вечери, когда Он называл новым союз Бога и человеков, устанавливаемый в Его Крови (Мф 26:28). Апостол Павел называет израильского Мессию «Ходатаем Нового Завета» (Евр 9:15).
На пути к канону
Всего канон Священного Писания Нового Завета включает 27 книг. Подобно содержательному разделению ветхозаветных книг, книги Нового Завета также разделяются на четыре группы: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. К первым относятся Евангелия, написанные четырьмя апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом. Исторической по содержанию является книга Деяний святых апостолов. В число учительных книг входят семь соборных посланий (Иакова, Иуды, Петра и Иоанна Богослова) и 14 посланий апостола Павла (к римлянам, коринфянам, галатам, эфессянам, филиппийцам, колоссянам, фессалоникийцам, евреям, а также к Тимофею, Титу и Филимону). Пророческой является книга Откровения (по-гречески Апокалипсис) апостола Иоанна Богослова, содержащая повествования о грядущих судьбах мира и Христовой Церкви.
За исключением Евангелия от Матфея, все новозаветные книги написаны на древнегреческом языке койне, который создавался и распространялся в эллинистическую эпоху во время завоеваний Александра Македонского на территории сформированной им империи.
Все богодухновенные книги Нового Завета создавались церковными писателями на протяжении нескольких десятилетий в I веке, с 40 до 100 годов. При этом в течение всего этого периода в христианской Церкви имели употребление и иные книги, претендовавшие на статус богодухновенных наряду с названными выше. Среди них можно назвать плоды литературного творчества учеников апостолов, называемых в церковной истории мужами апостольскими. Это «Дидахе», «Пастырь» Ерма, «Послание Варнавы», «Послания» Климента Римского, учеников и сотрудников апостола Павла; труды Поликарпа Смирнского и Игнатия Антиохийского, учеников апостола Иоанна Богослова.
Однако многие из претендовавших на статус богодухновенных книг вышли из среды раннехристианских ересей и были отвергнуты Церковью как содержащие искаженное христианское учение.
Значительная часть канона книг Священного Писания Нового Завета сложилась к середине II века, о чем свидетельствуют писания мужей апостольских и апологетов (христианских авторов II–III веков). В полноценном виде новозаветный канон был сформирован и утвержден на двух поместных собораx IV века: Иппонском (393 г.) и Карфагенском (397 г.).
Многие из книг ранних церковных писателей, не вошедшие в новозаветный канон, содержат указания и сведения, вполне сочетающиеся по духу с учением Христа. Поэтому они, хотя и вышли из литургического употребления в Древней Церкви во II–IV веках, однако до сих пор принимаются Церковью для назидательного чтения как источники, повествующие о жизни и учении раннего христианства.
В их число вошли и так называемые апокрифы, авторами которых названы известные христианские учители (апостолы и их ученики), однако исторически их происхождение сомнительно. Это, например, Протоевангелие Иакова, Евангелие от Никодима.
Богодухновенные и обычные
С появлением в христианской Церкви текстов, по духу весьма отличавшихся от богодухновенных писаний, появилась необходимость отделять последние от первых. Критерий отбора ясно выразил блаженный Феодорит. Истинное евангельское учение он назвал каноном (правилом), а содержащие его книги — каноническими (иными словами, образцовыми).
Таким образом, богодухновенные книги Нового Завета содержат фундаментальное, признанное полнотой христианской Церкви правило, образец в делах богооткровенного вероучения, которое должно указывать христианину путь спасения в меняющихся обстоятельствах жизни во все времена и исторические эпохи.
Святитель Иоанн Златоуст выражает эту мысль так: «хотя воскрес мертвый, хотя ангел сошел с неба: Писание в таком случае останется достовернее всех других учителей, ибо оно дано нам в закон от Самого Владыки ангелов и Господа живых. [Наше] зрение часто обманывается, а это [Божие] слово погрешать не может».
Состав канонических книг определялся на поместных соборах Древней Церкви и утверждался через признание всей ее полнотой. Получив от какого-либо апостола или его ученика вероучительный текст, община передавала его для использования и другим (Кол 4:16).
Указание подлинности
Признавая канонические книги Библии богодухновенными, Церковь имеет неоспоримые доказательства подлинности новозаветных текстов. Это свидетельства как самих самовидцев воплощенного Слова Божия, так и их учеников и преемников.
Святой Климент Александрийский, много изучавший Священное Писание в Александрийском огласительном училище во II веке, свидетельствует о том, что апостол Иоанн Богослов признавал три синоптических Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) достоверными. Подобное же утверждение содержится во втором послании апостола Петра о письмах апостола Павла, которого Петр называет «апостолом языков», свидетельствуя о богодухновенности посланий проповедника из Тарса. Имеется свидетельство и об употреблении священных текстов в Древней Церкви в двух сборниках, которые апостольские ученики называют «Евангелием» и «Апостолом».
В I и II веках церковные писатели обильно использовали новозаветные книги, цитируя их в своих сочинениях и трактатах, обращаясь к ним как к источнику Божественной мудрости и Откровения. Среди этих авторов такие известные богословы как святые Климент Римский, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский и другие. В их текстах содержатся обращения ко всем книгам Нового Завета, которые впоследствии были признаны каноническими.
О подлинности книг канона Священного Писания Нового Завета свидетельствует также 85‑е каноническое правило святых апостолов, в котором этот канон подробно описывается.
Признавали канон Священного Писания Нового Завета и основоположники христианского вероучения, такие как святители Афанасий Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов.
Предание, Писание, Библия
Божественное Откровение и его осмысление сформировали то, что в христианском догматическом богословии называется Священным Преданием. Оно включает в себя и опыт духовной жизни в соответствии с богооткровенным знанием, и осмысление этого знания, но центральное положение здесь занимает спасительное Откровение Божие, зафиксированное в форме Священного Писания — книг, записанных призванными для этого Богом праведниками при содействии благодати Святого Духа.
Слово «предание» происходит от греческого слова paradosis, буквальный перевод которого — передача, наследие чего-либо. В наследство потомкам передается осмысление Божественно-человеческих отношений, знание о Боге, Его замысле о тварной вселенной и человеке.
Всем известно краткое название христианского Священного Писания — Библия. Наименование это образуется от греческого названия портового города, через который доставлялся в Грецию писчий материал из Египта. Город на восточном побережье Средиземного моря, находившийся в окрестностях современного Бейрута, упоминается в самом Священном Писании в книге пророка Иезекииля (Иез 27:9), где он называется Гевал. Греки называли этот порт Библос. Поэтому все, что было написано на привезенном через Библос папирусе, в греческом языке именовалось «библос» (книга). Форма множественного числа этого слова — библия (книги). В древнееврейском языке Священное Писание называлось «серафим», что в буквальном переводе тоже означает «книги». Христианская традиция, таким образом, усвоила наследие ветхозаветного иудаизма, и за Священным Писанием закрепилось название, буквально переведенное на греческий язык с еврейского, — Библия.
По времени написания богодухновенные книги, вошедшие в канон Священного Писания, делятся на две части: написанные до воплощения Бога Слова либо после Его Рождества. Первые формируют Ветхий Завет, вторые — Новый. Обе они объединяются личностью воплощенного Спасителя, через Которого осуществляется единение человека и Бога.
иерей Иоанн Евдокимов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.