Сначала Новый год, потом Рождество, а через четыре дня — день рождения! Рождественские каникулы для Саши Вороновой — самое любимое время. И не потому, что подарки (хотя и это тоже), а потому что в эти дни семья чаще собирается вместе: папа, мама, 12-летняя Саша и ее старшие братья: 20-летний Владимир и 26-летний Артем с женой и двумя детьми.
В семье Вороновых царят любовь и полное взаимопонимание. Хотя, конечно, бывают и несогласия, и даже споры. Но все они решаются мирным путем — обсуждением. Понятно, что Саша с самого рождения здесь на особом счету — младшая, да еще и единственная дочка. Но, как ни странно, не избалована. Очень трудолюбива и старательна. За что бы ни взялась, все делает по-максимуму: если учеба — так на пятерки, если спорт — так на медали. Но награды для нее не самоцель. Как-то само собой так получается.
— В прошлом году мы с папой решили, что мне нужно научиться приемам самообороны, и я записалась в секцию по дзюдо, — Саша показывает несколько медалей, которые она получила за победы в соревнованиях. — Заработала, пока в секцию ходила. Недолго, правда, всего семь месяцев. Бросила, потому что у меня в планах не было чемпионкой становиться. Я просто для себя хотела позаниматься, а тренер стал на соревнования брать. Но мне этого не надо.
Сейчас Саша тренируется дома с папой. А свой потенциал реализует в другой области. Со второго класса она с интересом занимается исследовательскими работами. И успешно: в ее объемном портфолио — грамоты и благодарности за участие в самых разных конкурсах, от школьных до региональных.
— Наверное, я лидер по натуре, — улыбается пятиклассница. — Но не такой лидер, что всем замечания делает и указания раздает. Нет, я это не люблю. Мне нравится что-то самой делать, изучать, участвовать во всяких конкурсах.
«Мой прадед»
Ее первая самостоятельная работа была посвящена мученице Татиане Гримблит. Саша училась во втором классе, когда однажды от своего дедушки услышала о новомучениках Российских. Александра – правнучка известного и уважаемого на Бору священника Валентина Мошкова, ныне покойного.
— Когда он мне рассказал, кто такие новомученики, я поделилась со своей учительницей, — говорит Саша. — Она предложила написать о мученице Татиане, которая помогала всем заключенным, даже не спрашивая, кто они, за что их посадили. Просто поддержку им давала. Все, что у нее было: имущество, деньги — она отдавала этим бедным людям. И словом их ободряла.
Бессребреником, готовым всегда прийти на помощь, был и прадед Саши. В прошлом учебном году она посвятила ему свое исследование, которое так и назвала: «Мой прадед».
— В каждой семье есть человек, который объединяет вокруг себя несколько поколений, является своего рода стержнем, — рассуждает Саша. — В нашей большой семье таким человеком всегда был и будет прадедушка, протоиерей Валентин Мошков. Мне довелось общаться с ним всего девять лет, но остались теплые воспоминания. Дедушка был добрый. И очень скромный.
Не скрывая гордости, Саша рассказывает два случая, впечатления от которых на всю жизнь врезались в память. Три с половиной года назад — в апреле 2017 года — на Бор приезжал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. В храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» он совершил Божественную литургию, на которой молились и ученики Борской православной гимназии в честь святого благоверного князя Димитрия Донского, в том числе первоклашка Саша. После богослужения владыка наградил одного из старейших клириков митрополии протоиерея Валентина Мошкова (ему тогда 85 лет было) медалью святого благоверного князя Георгия Всеволодовича I степени.
— Дедушке приятно было, но он не испытывал гордости, он очень скромным человеком был, — вспоминает Саша, — а у меня была такая гордость за него! А в прошлом учебном году в гимназии показывали фильм, где говорилось о священниках-фронтовиках. И про моего дедушку там было. И опять у меня такая гордость была, что я даже заплакала.
Работа над проектом «Мой прадед» заняла немало времени. Саша читала газетные заметки, слушала и записывала воспоминания мамы, внучки отца Валентина, изучала дневник его покойной сестры , которым поделился ее сын. Интересно было и разбирать дедушкины архивы.
— Дедушка хранил все! — рассказывает Наталья Воронова, мама Саши. — Мы нашли даже старые театральные афиши. Он ведь какое-то время работал художником-декоратором в Арзамасском драмтеатре.
— У меня в комнате его картина висит! — перебивает маму Саша. — А еще у него было много книг, сейчас они тоже у меня. Я многие уже прочитала.
О войне и своем участии в ней отец Валентин не очень любил рассказывать. В семье знали, что в 1942-м погиб его отец, что один из братьев (в семье было шестеро детей) пропал без вести, а сам Валентин с 11 лет «служил» в авиационном полку, где обучали летчиков перед отправкой на фронт.
— Дедушка в столовых работал, — рассказывает Саша. — Их было две: солдатская и офицерская. Его обязанностью было следить за котлами, где готовилась пища. Четыре огромных чана, которые нужно было сначала растопить дровами. Пока растапливается один, другой пора снимать. С утра до ночи работал, недосыпал. Я сейчас думаю: ведь он тогда моим ровесником был! А другие дети на войне. Какая у них была сила воли! Просто не представляю себя на их месте. Не смогла бы. Это очень страшно.
С войной, решила Саша, будет связана и следующая ее исследовательская работа. Девочка уверена, несмотря на то, что прошло 75 лет со дня победы, тема эта будет актуальна и интересна во все времена.
Молиться с душой
Изучая жизнь своего прадеда, Саша особо заинтересовалась историей его воцерковления. Сама-то она родилась и выросла в верующей семье, а потому вопросов из разряда, есть Бог или Его нет, перед ней никогда не стояло. Как и перед ее мамой.
— Мы сами росли в этом духе и своих детей так растили, — говорит Наталья. — Они с пяти лет ходили в воскресную школу. У нас не обсуждалось: «Будешь ходить?» Так должно было быть само собой. Но никого и не заставляли. Ночная служба на Рождество или Пасху… Мы на клиросе! Поем, ладаном пахнет!
— А прадедушка не сразу в храм пришел, — вступает в разговор Саша. — После войны он познакомился с прабабушкой Руфиной, она была из семьи священника, очень верующая. В 1955 году они повенчались, а через три года его рукоположили в сан диакона.
Шестьдесят лет служил Богу и людям отец Валентин. Служил до последнего. Будучи больным человеком, 86-летним заштатным священником, он продолжал ходить на службы в свой любимый Успенский храм, который когда-то восстанавливал из руин. Его последняя служба была в ноябре 2018 года, а 18 февраля — на Прощеное воскресенье — протоиерея Валентина Мошкова не стало.
— Он был строгим, — вспоминает Наталья, — но справедливым. Помогал всем и нас, внуков, этому учил. К нему не надо было ни записываться, ни звонить заранее. Люди, бывало, к нему ночью приезжали, и он помогал. У него самого была нелегкая жизнь. Они с бабушкой похоронили дочь и сына. После дочери осталась пятилетняя внучка, и они вырастили ее как дочь.
— Внуков дедушка очень любил, — добавляет Саша. — Когда мы к нему приходили, у него всегда на столе были вкусняшки: печеньки, конфеты. Дедушка был уже стареньким, и мы с мамой ему помогали. Он был хороший, добрый. Радовался, что я в православной гимназии учусь.
Учиться Саша любит! Ей нравится гимназическая атмосфера. Дети самые обычные — и пошуметь могут, и поссориться, — но есть то, что объединяет всех:
— В эту школу идут именно верующие, которые молятся с душой, — считает девочка. — Перед уроком ты молишься, потому что хочешь, чтобы тебе Бог помог. Потом благодаришь за успехи. Это же нормально, правильно! Я всегда чувствую, что Бог со мной, помогает. И мне смешно слышать, как некоторые люди говорят, что если это православная гимназия, значит там растят монахинь и священников. Нет, у нас никто на этом не настаивает.
Сама Саша мечтает стать психологом. За свои 12 лет она хотела быть и фотографом, и парикмахером, и певицей, и даже полицейским. Но недавно, наблюдая со стороны проблемы в семьях некоторых подружек, она решила: хочу им помочь, хочу быть таким психологом, который будет сближать детей и родителей.
Маме выбор дочери по душе. И дело даже не в выбранной профессии, а в желании помогать. Оно воспитывается в семье. Этому желанию отец Валентин учил своего сына, отца Натальи, тот — своих детей, и теперь они учат своих. Вот такая цепочка. Дай Бог, непрерываемая.
Текст: Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.