Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Ближний круг > «Внучая» вере
«Моя надежда» №3 2020 20:26, 24 декабря 2020

«Внучая» вере

Православные бабушки вчера и сегодня

С кем приходят в церковь наши дети? С верующими родителями, конечно, скажете вы. Да, радостно видеть в храме маму и папу, держащих за руку или на руках малых ребятишек или стоящих на молитве рядом с выросшими чадами. Но есть еще бабушки, значение которых в православном воспитании детей трудно переоценить. У них и времени на посещение богослужений побольше, и духовный опыт накоплен богатый. Они приводят детей в храм Божий, чтобы дать им то, чего сами в юном возрасте лишены были в силу исторических обстоятельств.

Воспитательницы святых

Если обратиться к этимологии, то слово «внук» означает просто «наученный». Наученный бабушкой и дедом. И действительно, какой только опыт ни передаст малышам отошедшее от масштабных житейских дел старшее поколение семьи! От самых простых вещей до глубинных основ жизни. Наставление внуков в христианском духе — давняя, вековая традиция у православных христиан.

Принятием православия Древняя Русь обязана одной Великой Бабушке — святой равноапостольной княгине Ольге. После гибели мужа, князя Игоря, она приняла правление страной при несовершеннолетнем сыне Святославе. Справедливой и мудрой правительницей проявила себя вдова князя Игоря, беспощадной к врагам, милостивой к бедным и слабым, справедливой и благочестивой. Когда же сын стал взрослым, она передала ему все дела правления, а сама, проживая тихо и мирно, занялась благотворительностью.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Как мудрая правительница, Ольга пришла к убеждению, что необходимо заниматься вопросами не только государственного устроения, но и духовной жизни народа. В языческом окружении она решилась на мужественный поступок — приняла в 955 году святое крещение в Константинополе.

По возвращении в Киев Ольга многое сделала для проповеди христианства: воздвигала храмы и кресты, уничтожала языческих идолов. По ее примеру немало людей приняло новую веру. Пыталась она приобщить к ней и родного сына, но безуспешно — он продолжал поклоняться истуканам из опасения потерять поддержку дружины. Желающим креститься в новую веру князь Святослав не препятствовал, но детей своих, в том числе Владимира, воспитывавшегося при дворе у бабушки, крестить не дозволил. И все же воспитание, полученное от бабушки, ее благотворный пример не могли не сыграть своей роли, когда, унаследовав престол отца, Владимир принимал историческое решение о выборе христианской веры, чтобы объединить, очистить и просветить подвластные ему языческие племена. Так в 988 году сбылись молитвы и надежды его святой бабушки.

Еще одна славянская страна должна быть благодарна святой бабушке своим христианским выбором. Людмила, княгиня Чешская, приняла святое крещение в 871 году вместе со своим мужем князем Боривоем от святителя Мефодия, архиепископа Моравского, с братом своим Кириллом просветившего славян светом христианского учения. Приняв христианство, супруги позаботились о воспитании своих подданных — строили храмы, приглашали священников для совершения служб.

Князь Боривой умер рано, в 36 лет. Святая Людмила, оставшись вдовой, вела строгую благочестивую жизнь и продолжала заботиться о Церкви во время 33-летнего правления своего сына Вратислава. После смерти Вратислава на престол вступил его сын, 18-летний Вячеслав, воспитанный бабушкой в истинной вере. Однако же невестка ее, Драгомира, формально принявшая христианство, оказалась приверженицей язычества. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына, она начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свекровь и пыталась расправиться с ней. Святая княгиня удалилась от преследований в город Течин, но Драгомира подослала туда двух бояр для убийства. По преданию, святая княгиня была убита во время молитвы — задушена вуалью.

Мощи мученицы Людмилы были погребены в Течине у городской стены, и от ее гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Князь Вячеслав перенес тело своей бабушки в Прагу и положил его в церкви Святого Георгия.

Благоверный князь Чешский Вячеслав оказался верен наставлениям, полученным от бабушки и избранного ею учителя — пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия. Он управлял страной мудро и справедливо, заботясь о просвещении народа, выкупал проданных в рабство детей язычников и отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он многое сделал для укрепления православия в Чехии. Однако немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу, восстановив против него родного брата Болеслава. В 935 году благоверный князь Вячеслав погиб от рук младшего брата и его подельников, напавших на него на пороге храма.

Святых покровителей Чехии, мучеников Людмилу и Вячеслава, почитают православные христиане во всем мире. День памяти святой благоверной княгини Людмилы Чешской 29 сентября отмечается в христианском мире как День бабушек. Символично, что приходится он на канун другого православного праздника — памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Ведь с мудростью, любовью и надеждой на Бога воспитывают православные бабушки своих внуков.

На приходе

Как же много могут бабушки! А что же в наше время? За тысячелетие мало что изменилось. В нижегородском храме в честь Рождества Иоанна Предтечи я повстречалась со знакомой по воскресной школе прихожанкой Татьяной Трофимовой. Много теплых слов о ней сказала директор воскресной школы Анастасия Жигун. О том, что всю душу вкладывает бабушка в своих детей, внуков и крестников, какой верный и преданный она человек, какая неустанная молитвенница о ближних. Как строга к себе и снисходительна к людям.

Ее внуки — Артем и Виктория Курбоновы — прилежные ученики воскресной школы и неизменные участники всех школьных культурных мероприятий. Виктория занимается танцами, играет на музыкальных инструментах. Артем участвует в театральных постановках. Особенно удаются ему исторические роли. Вот мальчик преображается в роли волхва: в лице появляются восточные черты, взгляд приобретает значительность, движения — плавность и достоинство, а голос звучит со взрослой серьезностью. В другом рождественском спектакле юный артист убедительно показал, как от одного взгляда на Младенца Христа смягчился душой жестокий слуга царя Ирода. Артему я обязана открытием для себя нового святого. В своем сочинении на тему «Мой небесный покровитель» он рассказал о благочестивом отроке Артемии Веркольском и вместе с бабушкой прочитал о нем стихи. Серьезный и ответственный мальчик уже несколько лет помогает священникам, благоговейно прислуживая в алтаре.

Перед началом учебного года Татьяна Трофимова привела к причастию не только старших внуков, но и младшего Илию. Он пока большую часть времени проводит на руках у бабушки, но тоже пытается помочь в храме — гасит и зажигает свечи.

Еще одна бабушка — Татьяна Логинова — вкладывает душу не только в своих внуков, но и в других приходских ребятишек. На богослужения она приходит вместе с дочерью, матушкой Ольгой Колесниковой, и четырьмя внуками, а после службы она — воспитатель воскресной школы при храме в честь Рождества Иоанна Предтечи в группе младших школьников — «колокольчиков». Педагог с 35-летним стажем, Татьяна Александровна легко справляется со своими подвижными подопечными, увлекая их то чтением, то игрой.

Здесь ни у кого из бабушек нет чужих внуков. И счастливы дети, воспитанные под их чутким присмотром. А у вас на приходе есть такие?

Бабушка Татьяна в храме Рождества Иоанна Предтечи со своими внуками и не только с ними

Текст: Евгения Карезина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.