Текст Марины Дружковой
12 февраля, в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в храме святителей Московских нижегородского подворья Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Святители сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни. Достаточно сказать, что из четырех вариантов Божественной литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, два приписываются авторству святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого.
В этот день также отмечается память святой блаженной Пелагии Дивеевской. «Эта женщина будет великий светильник!», − так сказал преподобный Серафим Саровский о будущей блаженной старице Пелагии Ивановне Серебренниковой, направляя ее в Дивеевский монастырь для подвига юродства. Она стала первой блаженной старицей, с которой было положено начало духовного надзора за дивеевскими сестрами на протяжении целого столетия. Преподобный Серафим, по велению Богородицы, поручил блаженным молитвенно хранить обитель.
На богослужении правящему архиерею сослужили старший священник Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Владимир Каргин, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев, настоятель нижегородского храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы протоиерей Сергий Шалатонов и другие клирики епархии. Вместе с прихожанами храма молилась настоятельница Дивеевского женского монастыря игумения Сергия (Конкова).
По окончании богослужения игумения Сергия поблагодарила правящего архиерея за архипастырскую заботу, молитвы и преподнесла заздравную просфору, сказав: «От всей нашей монастырской семьи поздравляем вас с праздником вселенских учителей и святителей, а также днем памяти нашей святой – блаженной старицы Пелагии Дивеевской. Благодарим вас за украшение этого праздника, совершение литургии в храме нашего подворья в честь Московских святителей и желаем, чтобы свет вашего служения и слово назидания приводили слышащих его людей к познанию Христа».
Митрополит Георгий, в свою очередь, поблагодарил настоятельницу Дивеевской обители, сослужащую братию и прихожан за совместную молитву, поздравил всех с праздником, а причастников — с принятием Святых Христовых Таин. Затем управляющий Нижегородской епархией обратился к собравшимся в храме со святительским словом.
Говоря о Дивеевской блаженной Пелагии, митрополит Георгий отметил, что благодаря своему высокому подвигу Христа ради юродства, высокой степени самоотвержения, она еще при жизни достигла не только личной святости, но даров прозорливости и врачевания душ и телес людей. Благодаря этому к блаженной Пелагии за помощью и духовным советом постоянно прибегали сестры обители и многочисленные паломники. И сегодня, спустя более века после преставления блаженной старицы, к матушке Пелагии снова идут верующие люди, поклоняясь ее святым останкам, которые покоятся в Казанском храме Дивеевской обители.
Отдельно управляющий Нижегородской епархией рассказал о значении трудов святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в наше время.
«Сегодня духовное состояние людей, особенно в просвещенном западном мире, близко к тому, которое было у современников этих великих учителей Церкви, – сказал владыка Георгий. – Прекратились гонения на христиан, император и власть предержащие исповедовали Христа истинным Богом, вера Христова стала укрепляться в сердцах людей. Тогда дьявол иначе выступил против Христа, посеяв смуту в сердца верующих людей. В Церкви стали распространяться разного рода ереси, особенно касающиеся учения о Христе. Вся философия того времени не могла уяснить, как во Христе могли соединиться Бог и человек. Людям было ближе представление о том, что Христос – это человек, талантливый, наделенный от Бога сверхспособностями, но все же человек. Святители Божии, участники Первого Вселенского собора в борьбе с ересью Ария смогли эту злобу победить, но приверженцы Ария не успокаивались и продолжали смущать людей. Отказывая Христу в единосущии с Богом, они пытались подвести христиан к мысли, что не Бог нас спасает, а человек спас сам себя. И в наше время в западном мире люди отвергают Евангелие, заповеди Христовы и провозглашают, что краеугольным камнем жизни является не Бог, а человек, который сам определяет систему ценностей: что есть добро, а что – зло, что есть свет, и что – тьма. Поэтому грех Содома и Гоморры для них – норма жизни, как и суицид, эвтаназия, ювенальная юстиция, утверждающая, что властителями душ детей являются не отец и мать, а государство, которое может в любое время без суда и следствия изъять из семьи детей. Поэтому нам, живущим сейчас, важно не забывать, что первые попытки эту систему ценностей навязать были еще при жизни великих вселенских учителей и святителей, которые через свои проповеди и богословские труды активно защищали и утверждали чистоту веры Христовой. Совершая сегодня молитвы святителям, просим и нам утверждения единомыслия, чтобы на русской земле вера Христова была чистой, праведной и правой».
Справка:
Собор вселенских учителей и святителей – соборный праздник Православной церкви, посвященный памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители. История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов Церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны перед Богом.
Все они происходили из аристократических семей, которые отличались христианским благочестием и стремились дать своим детям хорошее образование. Тесная дружба, установившаяся между ними, сохранилась на всю жизнь.
Святителей объединяла культурно-историческая миссия, которую им предстояло выполнить в истории Церкви. Время государственных гонений прошло, надо было вносить христианство и просвещать им общественную, государственную и культурную жизнь, доносить истину о Боге, используя достижения светской философии.
Святителей Василия Великого и Григория Богослова (а также Григория Нисского) еще называют Великими каппадокийцами, поскольку они были родом из Каппадокии – области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населенной тогда греками. Основной вклад Великих каппадокийцев в богословие состоит в разработке учения о Троице. Григорий Богослов говорил в 22-м слове «О мире», что мы учим «поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трех Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого… не рассекая единого величия новшеством имен».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.